Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49

"Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)"
Редакция от 26.01.2024 — Действует с 08.02.2024
Показать изменения

СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2018 г. N 49

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (НЕПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ)

(в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии, от 10.07.2020 N 57, от 05.04.2022 N 47, от 22.05.2023 N 61, от 26.01.2024 N 3)

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 11 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров).

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1 раздела II приложения N 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года с даты вступления в силу настоящего Решения прекращает действие Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года.

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

От Республики Армения
М. ГРИГОРЯН
От Республики Беларусь
В. МАТЮШЕВСКИЙ
От Республики Казахстан
А. МАМИН
От Кыргызской Республики
Ж. РАЗАКОВ
От Российской Федерации
А. СИЛУАНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 13 июля 2018 г. N 49

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (НЕПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ)

(в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 N 57, от 05.04.2022 N 47, от 22.05.2023 N 61, от 26.01.2024 N 3)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила применяются для целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) из третьих стран, если иное не установлено абзацем вторым настоящего пункта. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 N 57, от 05.04.2022 N 47, от 26.01.2024 N 3)

Настоящие Правила не применяются в отношении товаров, происхождение которых подтверждено в соответствии с международным договором государства - члена Союза (далее - государство-член) с третьей стороной или международным договором, участниками которого являются все государства-члены, заключенными до 1 января 2015 г. и предусматривающими предоставление преференций в торговле с такой третьей стороной, за исключением товаров, аналогичных тем, в отношении которых в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года применяются ответные меры или меры защиты внутреннего рынка, обусловленные происхождением товара. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 N 57, от 26.01.2024 N 3)

Таможенный контроль происхождения ввозимых товаров осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

2. Для целей настоящих Правил используются понятия, которые означают следующее:

"аналогичные товары" - товары, классифицируемые тем же кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и имеющие такое же описание, как и товары, в отношении которых применяются предусмотренные Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года ответные меры или меры защиты внутреннего рынка, обусловленные происхождением товаров; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

"верификация" - установление подлинности сертификата о происхождении товара и (или) достоверности содержащихся в нем сведений и (или) предоставление дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

"верифицирующий орган" - орган, уполномоченный в соответствии с законодательством третьей страны на осуществление верификации; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

"Гармонизированная система" - действующая редакция Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, определенной Международной конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года;

"запрос о верификации" - запрос о подтверждении подлинности сертификата о происхождении товара и (или) достоверности содержащихся в нем сведений и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

"материал" - любое вещество, ингредиент, сырье, часть товара или товар, потребляемые и (или) используемые при производстве товара или физически включенные в товар; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

"непроисходящие материалы" - материалы, которые не признаются происходящими из страны в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, и (или) материалы неизвестного происхождения;

"непроисходящие товары" - товары, которые не признаются происходящими из страны в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, и (или) товары неизвестного происхождения;

"ответные меры" - меры, применяемые государством-членом в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

"партия товара" - товары, одновременно отправляемые по одному или нескольким транспортным (перевозочным) документам от одного отправителя в адрес одного получателя в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

"получение или производство" - выращивание, добыча, разведение, ловля, охота, извлечение, а также выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая переработку, обработку или сборку;

"происходящие материалы" - материалы, которые признаются происходящими из страны в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил;

"происходящие товары" - товары, которые признаются происходящими из страны в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил;

"происхождение товара" - принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров;

"стоимость товара на условиях "франко-завод" - цена товара, подлежащая уплате производителю, на предприятии которого производилась последняя обработка или переработка товара, определяемая на условиях "франко-завод" согласно Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2020", при этом в стоимость товара на условиях "франко-завод" не включаются суммы внутренних налогов, которые возмещаются или могут быть возмещены при экспорте данного товара; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

"товар" - полученный или произведенный товар, даже если он предназначен для дальнейшего использования в другой производственной операции в качестве материала;

"третья страна" - страна, не являющаяся государством-членом; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

"уполномоченный орган" -государственный орган или организация третьей страны, уполномоченные в соответствии с законодательством этой третьей страны на выдачу сертификатов о происхождении товара. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, от 26.01.2024 N 3)

Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, определенных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

2.1. Для целей настоящих Правил под центральными таможенными органами понимаются: (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

для Республики Армения - Комитет государственных доходов Республики Армения; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

для Республики Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

для Республики Казахстан - Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

для Кыргызской Республики - Государственная таможенная служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

для Российской Федерации - Федеральная таможенная служба. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

II. Критерии определения происхождения товаров

3. Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:

1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил.

4. Полностью полученными или произведенными в стране признаются следующие товары:

1) полезные ископаемые, минеральные продукты и иные природные ресурсы, добытые из недр страны, на ее территории, в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна либо из атмосферного воздуха на территории такой страны;

2) продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в стране;

3) живые животные, родившиеся и выращенные (выросшие) в стране;

4) продукция, полученная в стране от живых животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, добытая (выловленная) за пределами территориального моря (вод) страны судном, зарегистрированным и плавающим под флагом страны;

7) продукция, полученная или произведенная исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта, на борту перерабатывающего судна, зарегистрированного и плавающего под флагом страны;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) страны, при условии, что страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке или потребления в стране; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

10) собранные в стране бывшие в употреблении изделия, которые больше не могут выполнять свою первоначальную функцию и пригодны только для утилизации и (или) переработки в сырье;

11) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических аппаратах, зарегистрированных в стране (в том числе арендованных ею);

11.1) электрическая, тепловая и иные виды энергии, произведенные в стране; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

12) товары, произведенные в стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1 - 11.1 настоящего пункта. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

5. В случае если при производстве товара на территории страны используются непроисходящие материалы, такой товар считается подвергшимся достаточной переработке в такой стране при выполнении одного из следующих критериев: (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

1) в результате осуществления операций по переработке или производству код товара в соответствии с Гармонизированной системой отличается на уровне любого из первых четырех знаков от кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с Гармонизированной системой; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

2) стоимость непроисходящих материалов, использованных при выполнении операций по переработке или производству в такой стране, не превышает 50 процентов стоимости такого товара на условиях "франко-завод".

6. Несмотря на положения, установленные пунктом 5 настоящих Правил, выполнение следующих операций как отдельно, так и в сочетании друг с другом не позволяет считать товар подвергшимся достаточной переработке в стране: (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения и (или) транспортировки;

2) операции по подготовке товара к продаже и (или) транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

3) нанесение и (или) печать торговых марок, логотипов, этикеток и других подобных отличительных знаков на товар и (или) его упаковку;

4) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом и (или) другими веществами;

5) операции по покраске и (или) полировке;

6) заморозка и (или) размораживание;

7) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

8) операции по окрашиванию, разведению, смешиванию сахара и (или) формированию кускового сахара;

8.1) отбеливание и (или) окраска текстильных материалов и изделий; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

9) глажка и (или) прессование текстильных материалов и изделий;

10) снятие кожуры, извлечение семян и (или) разделка фруктов, овощей или орехов;

11) затачивание;

12) простые помол или резка товара;

13) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов товаров);

14) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие операции по упаковке;

15) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;

16) смешивание материалов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученного товара от исходных материалов (компонентов);

17) разделение товара на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

18) убой животных;

19) разделка (сортировка) мяса, рыбы;

20) использование (эксплуатация) товара по назначению.

7. Для целей применения подпунктов 12 и 15 пункта 6 настоящих Правил под простой операцией понимается операция, для осуществления которой не требуется применение специальных умений (навыков), машин, приборов или оборудования, специально предназначенных для данной операции.

8. Особые критерии определения происхождения товаров, отличные от критериев определения происхождения товаров, указанных в пункте 5 настоящих Правил, приведены в перечне согласно приложению N 1. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 22.05.2023 N 61)

Особые критерии определения происхождения товаров могут выражаться в:

осуществлении операций по переработке или производству, в результате выполнения которых код товара в соответствии с Гармонизированной системой отличается на определенном уровне от кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с Гармонизированной системой; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

выполнении необходимых условий, производственных и технологических операций, при осуществлении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти условия были выполнены и (или) эти операции имели место;

изменении стоимости товаров, когда добавленная стоимость достигает фиксированной доли в стоимости товара или стоимость использованных непроисходящих материалов не превышает фиксированной доли в стоимости товара.

Указанные особые критерии определения происхождения товаров могут устанавливаться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Товары, в отношении которых в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам установлены особые критерии определения происхождения товаров, считаются происходящими из соответствующей страны, если они удовлетворяют таким критериям. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 22.05.2023 N 61)

9. Процентная доля добавленной стоимости рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

Хдс - процентная доля добавленной стоимости;

В - стоимость товара на условиях "франко-завод";

А - стоимость непроисходящих материалов.

10. Процентная доля стоимости непроисходящих материалов, использованных при выполнении операций по переработке, рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

Хнп - процентная доля стоимости непроисходящих материалов, использованных при выполнении операций по переработке;

А - стоимость непроисходящих материалов;

В - стоимость товара на условиях "франко-завод".

11. Стоимость непроисходящих материалов, предусмотренная пунктами 9 и 10 настоящих Правил, определяется как их таможенная стоимость при ввозе в страну, в которой осуществлялось производство экспортируемого товара, а в случае, если их таможенная стоимость неизвестна или не может быть установлена, - в размере первой документально подтвержденной цены при их продаже на территории страны, в которой осуществлялось производство товара.

12. Стоимость товара определяется на условиях "франко-завод".

В случае если стоимость товара не может быть определена на условиях "франко-завод", то стоимость такого товара определяется как сумма стоимости всех материалов, использованных при производстве товара, а также всех расходов, связанных с его производством, при этом в стоимость товара не включаются суммы внутренних налогов, которые возмещаются или могут быть возмещены при экспорте данного товара.

13. Товар, при производстве которого не выполняется критерий определения происхождения товаров, выражающийся в осуществлении операций по переработке или производству, в результате выполнения которых код товара в соответствии с Гармонизированной системой отличается на определенном уровне от кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с Гармонизированной системой, тем не менее должен быть рассмотрен как происходящий товар в случае, если стоимость использованных непроисходящих материалов, в отношении которых не выполняется такой критерий определения происхождения товаров, не превышает 10 процентов стоимости товара на условиях "франко-завод" и такие материалы являются необходимым компонентом при производстве товара. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

14. В случае если применение критериев определения происхождения товаров, указанных в пунктах 5 - 8 настоящих Правил, не позволяет определить происхождение товара, то происхождение товара определяется в соответствии с одним из следующих остаточных правил:

если при производстве товара использовались материалы, происходящие только из одной страны, отличной от страны, в которой осуществлялось производство товара, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходят все используемые материалы;

если при производстве товара использовались материалы, происходящие более чем из одной страны, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного товара на условиях "франко-завод". В этом случае стоимость материалов определяется как их таможенная стоимость при ввозе в страну, в которой осуществлялось производство товара, а в случае, если их таможенная стоимость неизвестна или не может быть установлена, - в размере первой документально подтвержденной цены при их продаже на территории страны, в которой осуществлялось производство товара. При использовании при производстве товара материалов, происходящих из страны, в которой осуществлялось производство товара, цена таких материалов определяется на условиях "франко-завод".

Абзацы четвертый - пятый. - Утратили силу. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

15. Если товары, которые отвечают критерию определения происхождения товаров, указанному в подпункте 2 пункта 3 настоящих Правил, используются в стране в качестве материалов при производстве другого товара, то происхождение материалов, использованных для производства этих товаров, не учитывается при определении происхождения произведенного товара.

III. Особенности определения происхождения товаров

16. При определении происхождения товаров не учитывается происхождение следующих материалов, которые могут использоваться при производстве и не включаются в состав товара:

1) топливо, электрическая, тепловая и иные виды энергии; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

2) инструменты, штампы и пресс-формы;

3) запасные части и материалы, используемые в техническом обслуживании оборудования и зданий;

4) смазочные материалы, присадки и другие материалы, используемые в производстве или при эксплуатации оборудования и зданий;

5) перчатки, очки, обувь, одежда, оборудование для обеспечения безопасности;

6) оборудование, устройства, используемые для тестирования или проверки товаров;

7) катализаторы и растворители;

8) любые другие материалы, которые не включены в состав товара, но использование которых при производстве товаров может быть представлено как часть производственного процесса.

17. Приспособления, принадлежности, запасные части, инструменты и информационные материалы, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части, инструменты и информационные материалы ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, в которых обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с технической документацией.

При этом стоимость приспособлений, принадлежностей, запасных частей, инструментов и информационных материалов учитывается при определении достаточной переработки в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными подпунктом 2 пункта 5, абзацем пятым пункта 8 и пунктом 14 настоящих Правил. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

18. Упаковка и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, считаются происходящими из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда такие упаковка и тара в соответствии с Основными правилами интерпретации Гармонизированной системы должны классифицироваться отдельно от товара. В этом случае происхождение упаковки и тары определяется отдельно от происхождения товара.

При этом стоимость упаковки и тары, используемых для розничной торговли, учитывается при определении достаточной переработки в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными подпунктом 2 пункта 5, абзацем пятым пункта 8 и пунктом 14 настоящих Правил. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

18.1. Товары, классифицируемые как набор в соответствии с Основными правилами интерпретации Гармонизированной системы, рассматриваются в качестве происходящих товаров, если все элементы, из которых состоит набор, являются происходящими материалами. Набор также признается происходящим товаром, если такой набор состоит в том числе из элементов, являющихся непроисходящими материалами, при условии, что совокупная стоимость таких элементов не превышает 15 процентов стоимости набора на условиях "франко-завод". (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

19. При определении происхождения товар в несобранном или разобранном виде, перемещаемый в виде отдельных компонентов, может рассматриваться как единый товар, если его компоненты ввозятся на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя и в соответствии с основными правилами интерпретации Гармонизированной системы классифицируются как товар в собранном виде.

IV. Подтверждение происхождения товаров (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

20. Случаи и порядок подтверждения происхождения ввозимых на таможенную территорию Союза товаров, а также порядок проведения таможенного контроля происхождения товаров определяются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза с учетом положений настоящего раздела.

21. Происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров подтверждается декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара (далее - сертификат), за исключением случаев, установленных пунктами 35 - 37 и 39 настоящих Правил, когда подтверждение происхождения товаров сертификатом является обязательным.

22. Срок применения документа о происхождении товара для целей подтверждения происхождения товаров в соответствии с настоящими Правилами составляет 12 месяцев с даты его выдачи (оформления).

23. Сертификат выдается уполномоченным органом на одну партию товара.

24. Сертификат может быть выдан как до отправки товара, так и после отправки товара (впоследствии).

25. Сертификат может быть выдан уполномоченным органом страны, из которой происходит товар, или страны, из которой товар вывозится на таможенную территорию Союза.

Копия сертификата, а также любые связанные с ним документы, подтверждающие происхождение товаров, хранятся в уполномоченном органе, выдавшем такой сертификат, не менее 3 лет с даты выдачи.

26. Сертификат оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению N 2.

27. В случае утраты или повреждения оригинала сертификата на бумажном носителе допускается применять его дубликат, изготовленный уполномоченным органом на новом бланке.

Дубликат сертификата должен содержать сведения, идентичные сведениям, содержащимся в оригинале сертификата, за исключением сведений о регистрационном номере, дате выдачи и подписи должностного лица, которые могут отличаться от указанных в оригинале сертификата.

Срок применения дубликата сертификата для целей подтверждения происхождения товаров в соответствии с настоящими Правилами составляет 12 месяцев с даты выдачи оригинала сертификата.

28. Взамен аннулированного по каким-либо причинам сертификата либо в случае необходимости переоформления ранее выданного сертификата применяется новый сертификат.

29. Декларация о происхождении товара оформляется на одну партию товара.

30. Документ о происхождении товара подтверждает происхождение одной партии товара, в отношении которой таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском товаров, совершаются в одном таможенном органе государства-члена (далее - таможенный орган).

В исключительных случаях, связанных с форс-мажорными обстоятельствами (аварией, действием непреодолимой силы или иными обстоятельствами, возникшими при транспортировке (перевозке) товаров), допускается подтверждать происхождение товаров, входящих в одну партию товара, в отношении которых таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском товаров, совершаются в разных таможенных органах, одним документом о происхождении товара. В указанных случаях декларант информирует таможенные органы о том, что документ о происхождении товара ранее использовался при подаче другой таможенной декларации.

31. Описание товара в документе о происхождении товара должно быть достаточным для его идентификации таможенным органом с товаром, заявленным при таможенном декларировании. При этом несоответствие кода товара в соответствии с Гармонизированной системой, указанного в документе о происхождении товара, коду, указанному при таможенном декларировании такого товара, само по себе не должно являться основанием для признания происхождения товара неподтвержденным.

32. Фактический вес брутто товаров не должен превышать вес брутто, указанный в документе о происхождении товара, более чем на 5 процентов.

При превышении фактического веса брутто товаров не более чем на 5 процентов относительно веса брутто, указанного в документе о происхождении товара, происхождение товаров считается подтвержденным в отношении фактического веса брутто товаров в пределах указанной погрешности.

В случае если фактический вес брутто товаров меньше веса брутто, указанного в документе о происхождении товара, происхождение товаров считается подтвержденным в отношении фактического веса брутто товаров.

Фактическое превышение веса нетто товаров или иных количественных характеристик товаров, указанных в документе о происхождении товара, не допускается.

В случае если фактический вес нетто или иная количественная характеристика товаров меньше веса нетто или иной количественной характеристики товаров, указанных в документе о происхождении товара, происхождение товаров считается подтвержденным в отношении фактического веса нетто или иной количественной характеристики товаров.

33. Для целей подтверждения происхождения товара могут использоваться оригинал документа о происхождении товара на бумажном носителе, копия документа о происхождении товара (распечатанная на бумажном носителе или сформированная в виде графической электронной копии) или сертификат, выданный уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе (распечатанный на бумажном носителе или сформированный в виде графической электронной копии).

34. В случае выявления признаков того, что сведения, содержащиеся в представленной для целей подтверждения происхождения товаров копии сертификата (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии), не соответствуют сведениям, содержащимся в оригинале сертификата, таможенный орган вправе запросить оригинал сертификата на бумажном носителе, за исключением случаев, когда сертификат выдается уполномоченным органом исключительно в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе.

35. В случае если товар является аналогичным товаром по отношению к товару, в отношении которого применяется мера защиты внутреннего рынка, обусловленная происхождением товара, происхождение такого товара подтверждается сертификатом.

В случае если товар одновременно является аналогичным товаром по отношению к товарам, в отношении которых применяются две или более меры защиты внутреннего рынка, обусловленные происхождением товаров, происхождение такого товара подтверждается сертификатом.

Несмотря на положения абзацев первого и второго настоящего пункта, происхождение указанного товара может подтверждаться декларацией о происхождении товара, оформленной в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами, если:

общая таможенная стоимость партии аналогичных товаров не превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро;

аналогичные товары ввозятся на таможенную территорию Союза в рамках международных договоров, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящих Правил, и их происхождение подтверждено сертификатом, выданным в соответствии с такими международными договорами. При этом происхождение аналогичных товаров подтверждается декларацией о происхождении товара, оформленной в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами, если это предусмотрено законодательством государств-членов;

подтверждено соблюдение применяемой меры защиты внутреннего рынка, а в случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, - соблюдение одной из применяемых мер защиты внутреннего рынка.

36. В случае если товар является аналогичным товаром по отношению к товару, в отношении которого государством-членом применяется ответная мера, обусловленная происхождением товара, происхождение такого товара в этом государстве-члене подтверждается сертификатом.

Несмотря на положения абзаца первого настоящего пункта, происхождение указанного товара в этом государстве-члене может подтверждаться декларацией о происхождении товара, оформленной в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами, если подтверждено соблюдение применяемой ответной меры.

37. В случае если товар одновременно является аналогичным товаром по отношению к товарам, в отношении которых государством- членом применяется ответная мера, а также применяется мера (меры) защиты внутреннего рынка, обусловленные происхождением товаров, происхождение такого товара в этом государстве-члене подтверждается сертификатом.

Несмотря на положения абзаца первого настоящего пункта, происхождение указанного товара может подтверждаться декларацией о происхождении товара, оформленной в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами, если подтверждено соблюдение применяемой ответной меры или меры защиты внутреннего рынка (одной из применяемых мер защиты внутреннего рынка).

38. Сертификат может не представляться таможенному органу государства-члена по решению декларанта при наличии договоренности между центральным таможенным органом этого государства-члена и уполномоченным органом о применении электронной системы верификации происхождения, предусмотренной пунктом 53 настоящих Правил. При этом сведения о таком сертификате должны быть указаны в таможенной декларации.

В случае если обнаружены признаки того, что заявленные в таможенной декларации сведения о происхождении товара являются недостоверными, или если данные о сертификате отсутствуют в электронной системе верификации происхождения, то по мотивированному запросу таможенного органа декларантом должен быть представлен сертификат.

39. В случае выявления признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными, таможенный орган вправе запросить сертификат. Такой запрос должен быть обоснованным и должен содержать информацию, указывающую, какие сведения в декларации о происхождении товара могут быть недостоверными.

40. Наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении документа о происхождении товара, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком документе, и не ставящих под сомнение происхождение товаров, не является основанием для нерассмотрения такого документа в качестве документа о происхождении товара.

41. В случае если в документе о происхождении товара указаны сведения о нескольких товарах, выявление таможенными органами признаков недостоверности сведений о происхождении одного из товаров не должно ставить под сомнение происхождение других товаров, указанных в документе о происхождении товара, и не должно являться основанием для нерассмотрения данного документа в качестве документа о происхождении таких других товаров.

42. Таможенный орган может потребовать перевод документа о происхождении товара. Допускается представление перевода документа о происхождении товара, заверенного декларантом.

43. Происхождение товаров считается неподтвержденным в случаях, установленных пунктом 5 статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также в следующих случаях:

1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров невозможно установить подлинность сертификата и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации;

2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров невозможно идентифицировать товар, указанный в документе о происхождении товара, с товаром, указанным в таможенной декларации;

3) не представлен сертификат по требованию таможенного органа в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 38 и пунктом 39 настоящих Правил;

4) не представлен оригинал сертификата по требованию таможенного органа в случае, предусмотренном пунктом 34 настоящих Правил;

5) фактический вес брутто товаров превышает вес брутто, указанный в документе о происхождении товара, более чем на 5 процентов, и (или) фактический вес нетто или иные количественные характеристики товара превышают вес нетто или иные количественные характеристики товара, указанные в документе о происхождении товара.

44. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 5 статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и подпунктами 2 - 5 пункта 43 настоящих Правил, направление запроса о верификации не требуется.

V. Административное сотрудничество (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

45. В случае получения Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) от третьей страны (уполномоченного органа или государственного органа) информации об уполномоченном органе и (или) верифицирующем органе (при наличии такого верифицирующего органа в третьей стране) Комиссия в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления такой информации, направляет ее в центральные таможенные органы и размещает на официальном сайте Союза.

46. Комиссия актуализирует информацию, указанную в пункте 45 настоящих Правил, при поступлении от третьей страны (уполномоченного органа или государственного органа) соответствующей актуализированной информации.

47. В целях проверки сертификата допускается применение таможенными органами электронных баз данных, создаваемых уполномоченными органами и размещаемых на соответствующих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - электронные базы данных).

Электронные базы данных должны позволять подтвердить факт выдачи сертификата и дополнительно могут содержать иные сведения, указанные в сертификате.

Возможность проверки сертификата посредством применения электронной базы данных учитывается при принятии таможенным органом решения о необходимости направления запроса о верификации. При этом такая возможность не ограничивает право центрального таможенного органа направлять запрос о верификации в соответствии с пунктом 50 настоящих Правил.

48. В случае получения Комиссией от третьей страны (уполномоченного органа или государственного органа) информации об используемой уполномоченным органом такой страны электронной базе данных, применение которой допускается в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, Комиссия в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления соответствующей информации размещает ее на официальном сайте Союза и обеспечивает направление в центральные таможенные органы этой информации, в том числе адреса официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", где размещена такая электронная база данных, а также условий доступа таможенных органов к этой электронной базе данных (если такие условия доступа предусмотрены и информация о них поступила в Комиссию).

В случае доведения третьей страной (уполномоченным органом или государственным органом) указанной информации до сведения государственного органа одного из государств-членов такой государственный орган направляет полученную информацию в Комиссию для совершения действий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Направление в Комиссию информации об электронных базах данных, используемых уполномоченными органами третьих стран, и ее размещение на официальном сайте Союза не являются обязательным условием для применения таких электронных баз данных таможенными органами.

49. В случае получения Комиссией от третьей страны (уполномоченного органа или государственного органа) информации о выдаче сертификатов исключительно в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе Комиссия в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления соответствующей информации, обеспечивает ее направление в центральные таможенные органы.

50. При обнаружении таможенным органом признаков того, что сертификат не выдавался или содержит недостоверные сведения, а также в целях проведения выборочной проверки центральный таможенный орган вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или верифицирующий орган (при наличии информации о таком верифицирующем органе) запрос о верификации.

К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата.

В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации в целях проведения выборочной проверки.

51. Ответ на запрос о верификации должен поступить в центральный таможенный орган в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса.

52. Для целей рассмотрения сертификата в качестве документа о происхождении товара полученный ответ на запрос о верификации должен однозначно свидетельствовать о том, что сертификат является подлинным и (или) сведения, указанные в нем, достоверны.

53. Допускается подписание протокола (заключение меморандума) между центральным таможенным органом и уполномоченным органом о применении электронной системы верификации происхождения товаров, позволяющей осуществить проверку факта выдачи сертификата и достоверности содержащихся в нем сведений.

54. Электронная система верификации происхождения товаров должна основываться на следующих основных положениях и принципах:

1) полнота, актуальность и достоверность сведений о выданных уполномоченным органом сертификатах;

2) защита сведений от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации или иных неправомерных действий;

3) надлежащее круглосуточное функционирование;

4) хранение сведений о выданных сертификатах в течение не менее 3 лет с даты их выдачи.

Приложение N 1
к Правилам определения
происхождения товаров, ввозимых
на таможенную территорию
Евразийского экономического
союза (непреференциальным
правилам определения
происхождения товаров)

ПЕРЕЧЕНЬ ОСОБЫХ КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

(в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 22.05.2023 N 61)

Код Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Наименование товара Особый критерий определения происхождения товара
1 2 3
из 8708 70 колеса ходовые, представляющие собой неалюминиевые колесные диски, укомплектованные (поставляемые в сборе с) грузовыми пневматическими резиновыми шинами или покрышками производство из материалов, классифицируемых в любых товарных позициях.
При этом:
товар считается происходящим из страны, из которой происходят используемые в таком производстве материалы, классифицируемые в товарной позиции 4011;
остаточные правила, установленные пунктом 14 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. N 49, не применяются.

Примечание. Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться как кодом действующей редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, определенной Международной конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, так и наименованием товара.

Приложение N 2
к Правилам определения
происхождения товаров, ввозимых
на таможенную территорию
Евразийского экономического
союза (непреференциальным
правилам определения
происхождения товаров)

ТРЕБОВАНИЯ К СЕРТИФИКАТУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА

(в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, от 22.05.2023 N 61, от 26.01.2024 N 3)

1. В случае использования оригинала сертификата о происхождении товара (далее - сертификат) на бумажном носителе такой сертификат изготавливается на листах бумаги формата A4 (ISO) или Letter (ANSI A) с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

2. Сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.

Допускается использование сертификата, заполненного на других языках, при условии представления заверенного декларантом перевода сертификата на русский язык или государственный язык государства - члена Евразийского экономического союза, таможенному органу которого представляется такой сертификат. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, от 26.01.2024 N 3)

В сертификате допускается: (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

дублирование указанных на английском, французском или русском языке сведений на других языках; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

указание на других языках сведений в дополнение к обязательным сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Требований, указанным на английском, французском или русском языке; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

указание на других языках наименований географических объектов, адресов, организационно-правовой формы организаций, фирменных наименований, наименования государственного органа или организации третьей страны, уполномоченных в соответствии с законодательством третьей страны на выдачу сертификатов (далее - уполномоченный орган), и имен собственных; (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, от 26.01.2024 N 3)

указание регистрационного номера и даты выдачи сертификата способом, отличным от печатного; (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, от 26.01.2024 N 3)

отражение информации, содержащейся в оттиске печати уполномоченного органа, на любом языке. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

3. Пункт утратил силу. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

4. В случае использования оригинала сертификата на бумажном носителе исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью должностного лица и печатью уполномоченного органа. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

Наличие в сертификате подчисток, помарок и незаверенных исправлений и (или) дополнений не допускается. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

5. Сертификат должен содержать следующие сведения: (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

1) наименование страны происхождения товара;

2) регистрационный номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат (в случае содержания в оттиске печати данных о наименовании уполномоченного органа дополнительное указание таких сведений не требуется); (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, от 26.01.2024 N 3)

3) наименование и адрес экспортера (производителя, продавца или отправителя товара); (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;

5) описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом с товаром, заявленным при таможенном декларировании. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, от 26.01.2024 N 3)

В дополнение к описанию товара, указанному в абзаце первом настоящего подпункта, допускается указывать реквизиты инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования содержащегося в них описания товара в целях его идентификации; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

В случае если товар включен в перечень особых критериев определения происхождения товаров (приложение N 1 к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальным правилам определения происхождения товаров), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. N 49 (далее - Правила)), описание товара должно содержать код товара в соответствии с действующей редакцией Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, определенной Международной конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, на уровне шести знаков; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;

7) подпункт утратил силу. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии в сертификате оттиска печати уполномоченного органа и подписи должностного лица этого уполномоченного органа. При этом такой сертификат должен содержать графическое изображение печати уполномоченного органа, за исключением случаев использования уполномоченным органом электронной базы данных, предусмотренной пунктом 47 Правил, позволяющей проверить сведения, указанные в таком сертификате. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, от 26.01.2024 N 3)

6. Указанные в пункте 5 настоящих Требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительных сведений, в том числе сведений, вносимых уполномоченным органом в кодированном виде (QR-код, URL-адрес и др.). (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

6.1. Если в сертификате недостаточно места для указания всей информации о товарах, используются дополнительные листы бумаги формата A4 (ISO) или Letter (ANSI A), заверенные печатью уполномоченного органа. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

В качестве дополнительных листов к сертификату допускается использование инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа, содержащего описание товара, позволяющее произвести его идентификацию, и иные сведения о товаре. Такие документы должны быть заверены печатью уполномоченного органа. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии на дополнительных листах (в том числе используемых в качестве дополнительных листов инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа) к такому сертификату оттиска печати уполномоченного органа. При этом дополнительные листы к такому сертификату должны содержать графическое изображение печати уполномоченного органа, за исключением случаев использования уполномоченным органом электронной базы данных, предусмотренной пунктом 47 Правил, позволяющей проверить сведения, указанные в таком сертификате. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, от 26.01.2024 N 3)

6.2. В случае выдачи дубликата сертификата в соответствии с пунктом 27 Правил такой дубликат должен содержать запись "duplicate" или "duplicata" с указанием регистрационного номера и даты выдачи оригинала сертификата. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)

7. Пункт утратил силу. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, от 26.01.2024 N 3)

8. В случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку "для непреференциальных целей", "for non-preferential purposes" или "a des fins non preferentielles".

9-10. Пункты утратили силу. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3)