ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2023 г. N БВ-3-9/4559@
В Федеральную налоговую службу поступила жалоба Заявителя на решение Инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение) (далее - Жалоба).
ФНС России при рассмотрении Жалобы установлены следующие обстоятельства, связанные с предметом обжалования заявителем.
В Инспекцию из Управления Росреестра поступили сведения о том, что на основании декларации об объекте недвижимого имущества (далее - Декларация) за Заявителем с 2014 года зарегистрировано право собственности на жилой дом (далее - жилой дом).
Заявителем в Инспекцию представила налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2019 - 2021 годы, в которых заявила имущественный налоговый вычет по расходам на новое строительство жилого дома.
По результатам камеральных налоговых проверок на основе данных налоговых деклараций Инспекцией отказано в предоставлении заявителю имущественного налогового вычета за 2019 - 2021 годы по вышеуказанным расходам. Основанием отказа послужили выводы Инспекции о несении заявителем расходов на строительство и приобретение строительных материалов после регистрации права собственности на жилой дом, а расходов на отделку данного дома и приобретение отделочных материалов - в отсутствие факта предоставления имущественного налогового вычета в сумме расходов, связанных со строительством жилого дома.
По результатам рассмотрения жалобы заявителя на Решение Инспекции Управлением ФНС России принято решение, в котором сделан вывод о невозможности отнесения к расходам на отделку жилого дома затрат Заявителя на его строительство после регистрации права собственности на данный объект.
Заявитель в Жалобе в обоснование своей позиции сообщает, что вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по расходам на строительство (отделку) жилого дома, которые понесены им после регистрации права собственности на объект недвижимости.
Федеральная налоговая служба считает, что Жалоба Заявителя не подлежит удовлетворению на основании следующего.
На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных им расходов на новое строительство на территории Российской Федерации жилого дома, не превышающем 2 000 000 рублей.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 220 Кодекса в фактические расходы на новое строительство жилого дома могут включаться расходы, в том числе связанные с работами или услугами по строительству и отделке дома, на приобретение строительных и отделочных материалов, а также на подключение к сетям электро-, водо- и газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо- и газоснабжения и канализации (далее - инженерные коммуникации).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 220 Кодекса для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при строительстве жилого дома налогоплательщик представляет в налоговый орган, в том числе документы, подтверждающие его право собственности на данный жилой дом.
Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), действовавшего в 2014 году, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Пунктом 3 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения садоводства земельном участке и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация об объекте недвижимого имущества.
В свою очередь, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 20.05.2015 N АКПИ15-439 указал, что, предусматривая упрощенный порядок для оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества, указанные в пункте 3 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ, федеральный законодатель исходил из возможности легализации уже созданных объектов.
Форма декларации об объекте недвижимого имущества утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2009 N 447 и предусматривает отражение в ней вида (названия) объекта, которые конкретизированы в пунктах 2.1 (здание: дом, гараж, иное здание) и 2.2 (сооружение).
На основании вышеизложенного ФНС России сообщает, что в соответствии со статьей 220 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета по расходам, связанным с работами или услугами по строительству жилого дома, а также на приобретение строительных материалов, которые понесены им только в налоговых периодах до даты завершения создания строения (жилого дома), а именно - подачи декларации об объекте недвижимого имущества.
Согласно сведениям, отраженным в Декларации, жилой дом создан в 2014 году, имеет 2 этажа и построен из дерева.
В силу положений вышеуказанных нормативных актов подача Декларации от свидетельствует об окончании строительства Заявителем указанного жилого дома в 2014 году, и, как следствие, о наличии у заявителя права на получение имущественного налогового вычета по НДФЛ по расходам, связанным с работами или услугами по строительству, а также на приобретение строительных материалов, понесенным до даты подачи Декларации.
По мнению ФНС России, тот факт, что Заявитель с даты регистрации права собственности на жилой дом являлась плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении данного объекта и уплачивала соответствующий налог, что не оспаривается заявителем, также свидетельствует о наличии оснований для вывода о несении расходов, связанных с работами или услугами по строительству жилого дома, а также на приобретение строительных материалов до 2014 года.
ФНС России установлено, что в налоговой декларации по НДФЛ за 2019 год Заявитель в составе имущественного налогового вычета по НДФЛ заявлены расходы на новое строительство жилого дома, в том числе на изготовление и сбор деревянного сруба, понесенные на основании договора.
С учетом вышеизложенного ФНС России считает, что указанные расходы не подлежат включению заявителем в состав имущественного налогового вычета по НДФЛ за 2019 год по расходам на новое строительство жилого дома.
При этом ФНС России отмечает, что положения статьи 220 Кодекса не ограничивают право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета по расходам, связанным с работами или услугами по отделке дома, на приобретение отделочных материалов и на инженерные коммуникации, которые понесены им после завершения строительства жилого дома.
Вместе с тем, в отношении заявленного Заявителем данного основания имущественного налогового вычета по НДФЛ за 2019 - 2021 годы ФНС России установлено следующее.
В подтверждение правомерности включения вышеуказанных расходов в состав имущественного налогового вычета заявителем представлены платежные документы, а также в рамках рассмотрения Жалобы - опись, содержащая перечень понесенных расходов без распределения по отдельным категориям в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 220 Кодекса, а именно: связанным со строительством, отделкой и инженерными коммуникациями.
Учитывая, что данные документы не позволяют определить, к какой категории расходов относятся понесенные Заявителем в 2019 - 2021 годах затраты, ФНС России не представляется возможным сделать вывод о правомерности включения данных затрат в имущественный налоговый вычет как не связанных со строительством жилого дома.
При указанных обстоятельствах ФНС России, руководствуясь статьей 140 Кодекса, оставляет Жалобу Заявителя без удовлетворения.