Решение ФАС РФ от 09.02.2024 по делу N 24/44/99/19

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: действия оператора электронной площадки нарушают пп. "Е" п. 5 ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 09.02.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2024 г. по делу N 24/44/99/19

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "А" (далее - Заявитель) на действия ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении СПБ ГКУ "Г" (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по предоставлению автомобилей с водителями (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0372200022923000010) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя с жалобой на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном направлении заявки Заявителя Заказчику без предоставления обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 23.11.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 201 600 руб.;

4) начальная цена единицы товара (работ, услуг) - 2 100 руб.;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.11.2023;

6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;

7) дата подачи ценовых предложений - 01.12.2023;

8) предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона;

9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 6 заявок участников Аукциона соответствующими требованиям извещения об Аукционе и Закона о контрактной системе;

10) победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки "115467481" с минимальным предложением о цене единицы товара (работ, услуги) в размере 808,50 руб.

11) между Заказчиком и ИП Т. заключен контракт N 1/24 от 05.02.2024 (далее - Контракт).

Подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.

Согласно подпункту "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе возврат заявки подавшему ее участнику закупки.

Согласно подпункту "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае получения оператором электронной площадки от банка информации, указанной в подпункте "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.

Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.

На заседании Комиссии установлено, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербург от 13.12.2023 N 44-5350/23 (далее - Решение) в результате рассмотрения жалобы ИП Т. в действиях Заказчика выявлено нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

На основании Решения Заказчику, комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Оператору электронной площадки выдано предписание от 13.12.2023 по делу N 44-5350/23 (далее - Предписание) об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

Согласно Предписанию Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок необходимо:

- отменить протокол подведения итогов и назначить новую дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- рассмотреть заявки, поданные участниками закупки.

Также в соответствии с Предписанием Оператору электронной площадки необходимо:

- обеспечить Заказчику и его комиссии по осуществлению закупок техническую возможность для исполнения пункта 1 Предписания.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно направившего заявку Заявителя без предоставления обеспечения заявки на участие в Аукционе.

На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что 24.12.2023 в 23:59 Оператором электронной площадки направлен запрос в ПАО "С" (далее - Банк) на блокировку денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе (далее - Запрос). 25.12.2023 в 00:22 Банком в ответ на Запрос направлен ответ об отсутствии на специальном счете Заявителя денежных средства в размере, необходимом для обеспечения заявки.

Указанная информация также подтверждается сведениями государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, а именно о поступлении от Банка 25.12.2023 в 00:22 ответа Оператору электронной площадки об отсутствии на Специальном счете Заявителя денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.

Вместе с тем Заявка Заявителя повторно направлена Заказчику.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в неправомерном направлении заявки Заявителя Заказчику, нарушают подпункт "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что Заказчиком заключен Контракт.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение подпункта "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен Контракт.

3. Передать материалы от 09.02.2024 по делу N 24/44/99/19 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.