ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 мая 2023 г. N 8а-3163/2023 (88а-4085/2023)
Дело N 2а-2977/2022
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Потребительского жилищно-строительного кооператива "Фэмили-Блок В" на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16.02.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Потребительского жилищно-строительного кооператива "Фэмили-Блок В" к прокуратуре Республики Дагестан о признании незаконными действий по поручению проведения прокурорской проверки, возложении обязанности отменить поручение о проведении прокурорской проверки.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К., а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Дебирова Д.М., судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ПЖСК "Фэмили-Блок В" обратился в суд с административным иском к прокуратуре Республики Дагестан о признании незаконными действий прокуратуры Республики Дагестан, выразившихся в поручении прокурору г. Каспийска провести в отношении ПЖСК "Фэмили-Блок В" прокурорскую проверку соблюдения требований законодательства о налогах и сборах, градостроительного законодательства, трудового законодательства, в том числе законодательства об охране труда.
Заявленные требования мотивированы превышением прокуратурой своих полномочий, фактической подменой государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Просил суд возложить на прокуратуру Республики Дагестан обязанность отменить поручение прокурору г. Каспийска провести в отношении ПЖСК "Фэмили-Блок В" прокурорскую проверку соблюдения требований законодательства о налогах и сборах, градостроительного законодательства, трудового законодательства, в том числе законодательства об охране труда.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16.02.2023, в удовлетворении требований отказано. Суды, со ссылками на положения Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пришли к выводу о наличии оснований для проведения проверки, законности распоряжения о ее проведении территориальными органами прокуратуры.
Не согласившись с постановленными судебными актами ПЖСК "Фэмили-Блок В" обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, настаивает на своей позиции, изложенной в административном иске. Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20.03.2023.
На кассационную жалобу прокуратурой Республики Дагестан поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами, полагает принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера, возражений не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и оспариваемые судебные акты, материалы дела, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Частью 2 данной статьи разъяснено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Как следует из представленных доказательств в связи с поступлением обращений дольщиков ПЖСК "Фэмили" г. Каспийск, 20.07.2022 прокурором Республики Дагестан поручено на системной основе организовать контроль в отношении данного застройщика и подрядной организации в целях восстановления жилищных прав дольщиков, а также за результатами расследования уголовного дела, отдельно обратив внимание на соблюдение указанными юридическими лицами законодательства о налогах и сборах.
Во исполнение распоряжения прокурора начальником отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии прокуратуры Республики Дагестан 22.07.2022 до прокурора г. Каспийска доведено об организации такого системного контроля в отношении, в том числе ПЖСК "Фэмили-Блок В", в частности, обратить внимание на исполнение им законодательства о налогах и сборах, градостроительного законодательства, трудового законодательства, при наличии оснований принять исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
Во исполнение поручения прокурора республики и.о. прокурора г. Каспийск в адрес руководителя ПЖСК "Фэмили-Блок В" направлено требование в порядке статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона N 2202-1, вносить соответствующее представление.
Пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" также предусмотрено проведение проверок исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.
Судами обоснованно установлено о наличии оснований для инициации проверки, поручение прокуратурой республики ее проведения территориальному органу прокуратуры, а также осуществление таких действий в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и в пределах компетенции органов прокуратуры.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.
При этом судебная коллегия отмечает, что порядок организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
С 10.03.2022 до конца 2022 г. на всей территории Российской Федерации для снижения административной нагрузки на бизнес и в целях повышения устойчивости экономики в условиях санкций Правительством РФ введен мораторий на проведение проверок в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности. Во время действия моратория плановые проверки сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, а проведение внеплановых контрольных мероприятий допустимо лишь в исключительных случаях.
Соответствующие правила и исключения установлены Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" на органы прокуратуры не распространяются, о чем первым заместителем прокурора Республики Дагестан разъяснено ПЖСК "Фэмили-Блок В" в ответе от 27.09.2022.
Доказательства допущенного прокуратурой при осуществлении прокурорского надзора необоснованного вмешательства в экономическую деятельность административного истца, приостановление его деятельности либо создание препятствий его деятельности, материалы дела не содержат.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судебных инстанций, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Потребительского жилищно-строительного кооператива "Фэмили-Блок В" без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий
Ю.К. БЕЛОУСОВА
Судьи
Г.К. ЗАЙНУЛЛИНА
О.А. КОЗЛОВ