Решение ФАС РФ от 27.02.2024 по делу N 28/06/105-450/2024

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 27.02.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2024 г. по делу N 28/06/105-450/2024

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "МА" (далее - Заявитель) на действия АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении "МБ" (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0162200011824000161) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно доводам жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Оператора электронной площадки:

1) Оператором электронной площадки не реализована возможность при подаче заявки в структурированной форме указать форму лекарственного препарата в соответствии с государственным реестром лекарственных средств (далее - ГРЛС);

2) Оператором электронной площадки не реализована возможность при подаче заявки в структурированной форме указать количество поставляемого лекарственного препарата.

Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 05.02.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 359 600 руб.;

4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 13.02.2024;

5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников Аукциона;

6) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки.

1. В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380).

В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1380 при описании объекта закупки заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают:

а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);

б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;

в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).

Пунктом 14 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Дополнительные требования), установлено, что проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе подача участниками закупок заявок на участие в закупке обеспечивается в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе на электронной площадке оператором электронной площадки.

Согласно пункту 31 Дополнительных требований при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Из довода жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего Оператором электронной площадки не реализована возможность при подаче структурированной заявки указать форму лекарственного препарата "таблетки, покрытые пленочной оболочкой" в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств (далее - ГРЛС).

На заседании Комиссии установлено, что в едином справочник-каталоге лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП) для лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием (далее - МНН): Оланзапин, нормированной и стандартизированной лекарственной формой является форма "таблетки, покрытые оболочкой".

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Оператору электронной площадки посредством интеграционного взаимодействия из ЕИС направлено Извещение, сформированное Заказчиком в структурированном виде, содержащее информацию о форме лекарственного препарата "таблетки, покрытые оболочкой", которое в последующем размещено на сайте Оператора электронной площадки.

Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях представил сведения, согласно которым при заполнении структурированной заявки на участие в Аукционе в блоке МНН отображается лекарственная форма "Таблетки, покрытые оболочкой" и участник имеет возможность выбора подходящих ему торговых наименований, связанных с кодом узла справочника международных непатентованных наименований (далее - СМНН), в том числе, торговое наименование: Оланзапин (номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата: ЛП-005204).

Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился, не представил доказательств, подтверждающих наличие в действиях Оператора электронной площадки нарушений Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Заявитель в жалобе указывает на то, что Оператором электронной площадки не реализована возможность при подаче заявки в структурированной форме указать количество поставляемого лекарственного препарата равное 120 008 таблеток.

Оператор электронной площадки в письменных пояснениях представил сведения, согласно которым функционал сайта Оператора электронной площадки при заполнении структурированной заявки на участие в Аукционе позволяет указать количество поставляемого лекарственного препарата с МНН: "Оланзапин" равное 120 008 шт.

Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился, не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик руководствуется правилами использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно приложению "описание объекта закупки" к Извещению (далее - Описание объекта закупки) в графе "Содержание (значение) характеристики" для лекарственного препарата с МНН: Оланзапин с дозировкой 10 мг установлена лекарственная форма "таблетки, покрытые оболочкой и/или таблетки, покрытые пленочной оболочкой".

Вместе с тем в печатной форме Извещения, в сведениях о вариантах поставки лекарственного препарата, для лекарственного препарата с МНН: Оланзапин с дозировкой 10 мг установлена лекарственная одна форма "таблетки, покрытые оболочкой".

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что печатная форма Извещения и Описание объекта закупки содержат противоречивые сведения о вариантах лекарственной формы подлежащего к поставке лекарственного препарата с МНН: Оланзапин

Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2024 N ИЭА1 вышеуказанное противоречие, в том числе повлекло за собой отклонение заявки на участие в Аукционе Заявителя и участника закупки с идентификационным номером заявки "12" на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем передает материалы дела от 27.02.2024 N 28/06/105-450/2024 в адрес Екатеринбургского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "МА" необоснованной.

2. Передать материалы дела от 27.02.2024 N 28/06/105-450/2024 в адрес Екатеринбургского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.