Решение ФАС РФ от 22.02.2024 по делу N П-59/24

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 22.02.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2024 г. по делу N П-59/24

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "С" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях "А" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным автобусным маршрутам на территории Гатчинского муниципального района (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0145300008923000311) (далее - Извещение, Аукцион),

установила:

В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки);

2) ненадлежащим образом установлен размер аванса по Аукциону.

В связи с тем, что контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта, не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки 15.02.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.02.2024.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) Извещение размещено в ЕИС - 06.12.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 096 945 238,13 руб.;

4) источник финансирования - бюджет муниципального образования Гатчинский муниципальный район, КБК - 001040862Д0218320244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.12.2023;

6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

7) дата проведения Аукциона - 22.12.2023;

8) в период проведения Аукциона ценовые предложения подавали 2 участника закупки;

9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников закупки соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

10) Заказчиком с ООО "Т" заключен муниципальный контракт от 09.01.2024 N 185/23 по цене 3 081 460 511,93 руб. (реестровый номер в ЕИС - 3470503098924000006).

1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Описание объекта закупки.

1.1 Согласно доводу Заявителя Заказчиком установлены противоречивые требования в отношении вместимости автобусов малого класса.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным автобусным маршрутам на территории Гатчинского муниципального района.

В соответствии с реестром маршрутов Описания объекта закупки Заказчиком установлено требование о максимальном количестве транспортных средств малого класса в период до 30.06.2024 в размере 13 единиц.

В приложении N 2 к проекту муниципального контракта установлены требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств (до 30.06.2024 включительно) (далее - Требования к характеристикам).

В силу пункта 1 Требований к характеристикам подрядчик должен иметь на праве собственности или ином законном основании транспортные средства (автобусы) малого, среднего и большого класса транспортных средств.

Пунктом 2 Требований к характеристикам установлено, что к транспортным средствам малого класса относятся:

- малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 м до 7,5 м включительно (по классификации, установленной в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ));

- категория М 2 (класс А) (по классификации, установленной в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011)).

Согласно пункту 5 Требований к характеристикам общая вместимость транспортных средств малого класса должна быть не менее 35 мест.

Из довода обращения Заявителя следует, что положение пункта 5 Требований к характеристикам противоречит пункту 2 Требований к характеристикам в части требования о вместимости транспортных средств малого класса, поскольку согласно классификации ТР ТС 018/2011 вместимость транспортных средств категории М 2 (класс А) составляет не более 22 пассажиров помимо водителя.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требования в отношении вместимости транспортных средств малого класса не противоречат друг другу и зависят от выбранной классификации. Так, требование, установленное пунктом 5 Требований к характеристикам, распространяется на малый класс транспортных средств по классификации Закона N 220-ФЗ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя в части установления Заказчиком противоречивых требованиях в отношении вместимости транспортных средств малого класса не нашел своего подтверждения.

1.2 Согласно доводу Заявителя Заказчиком установлено ограничивающее требование в отношении наличия производственной базы.

В соответствии с пунктом 7.1 Описания объекта закупки подрядчик должен иметь в наличии, в аренде или на ином законном основании производственную базу, включающую в себя: стоянку для хранения подвижного состава, производственные помещения, необходимые для технического обслуживания и ремонта, пункты технического контроля (посты ОТК), диспетчерский пункт, класс для проведения занятий по безопасности дорожного движения, комнату отдыха водителей.

По мнению Заявителя, из вышеуказанного положения следует, что к подрядчику предъявляется требование о наличии, в аренде или на ином законном основании единой производственной базы, расположенной в Гатчинском районе Ленинградской области, что приводит к ограничению количества участников закупки.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование, предусмотренное пунктом 7.1 Описания объекта закупки, не исключает наличие более одной производственной базы, а также Заказчиком не установлено условие по месту нахождения такой базы.

Кроме того, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

1.3 Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Описании объекта закупки не установлено требование о наличии резерва транспортных средств, обеспечивающего соблюдение расписания движения на маршрутах.

Так, в соответствии с пунктом 9.2 Описания объекта закупки количество рейсов регулярных перевозок, осуществленных с опозданием свыше двух минут, не превышает 15% от общего количества рейсов маршрута регулярных перевозок.

Пунктом 10 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ установлено, что в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения о максимальном количестве транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с Описанием объекта закупки общее максимальное количество транспортных средств - 62.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в силу пункта 6 Описания объекта закупки выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным автобусным маршрутам на территории муниципального образования "Город Гатчина" и Гатчинского муниципального района, должно осуществляется в соответствии с требованиями, в том числе приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 04.05.2018 N 172 "Об утверждении Порядка определения резервного количества транспортных средств каждого класса в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок" (далее - Приказ Минтранса России N 172).

Также представитель Заказчика сообщил, что резервное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать при необходимости замены транспортных средств в процессе регулярных перевозок, определяется в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России N 172, исходя из параметров маршрутов.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

1.4 Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлена совокупность требований к транспортным средствам среднего класса, свидетельствующая о соответствии транспортных средств среднего класса продукции единственного производителя VOLGABUS.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком совокупность требований к характеристикам и оборудованию транспортных средств среднего класса установлена в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил материалы, согласно которым автобусы, как минимум, пяти производителей соответствуют требованиям к характеристикам и оборудованию транспортных средств (приложение N 2 к проекту муниципального контракта), а именно:

- ПАЗ VECTOR NEXT 8.8 CNG Доступная среда;

- КАВЗ 4270-70 CNG;

- МАЗ 206948;

- Yutong ZK 6890 HGQ-CNG;

- КАМАЗ 4290-30-5N CNG.

Вместе с тем Заявитель в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что довод Заявителя в части ненадлежащего установления Заказчиком совокупности требований к характеристикам транспортных средств не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего аванс в размере 30%.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее размер аванса (если предусмотрена выплата аванса).

Согласно Извещению по Аукциону установлен аванс в размере 30%, при этом все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2023 N 348 "О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году" установлено, что в 2023 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, авансовые платежи в размере от 30 до 50 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.

На основании подпункта "г" абзаца четвертого пункта 12 постановления Правительства Ленинградской области от 22.12.2022 N 946 "О мерах по реализации в 2023 году областного закона "Об областном бюджете Ленинградской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" по иным заключаемым контрактам (договорам) получатели бюджетных средств вправе предусматривать авансовые платежи в следующем размере и порядке, но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных в установленном порядке на соответствующие цели, от 30 до 50 процентов суммы контракта (договора) - по контрактам (договорам), средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что размер аванса установлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия

решила:

Признать доводы ООО "С" не нашедшими своего подтверждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.