ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2023 г. N 88а-575/2023
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу М. на решение Великолукского районного суда Псковской области от 21 января 2022 года в неотмененной части (с учетом определения от 15 февраля 2022 года об исправлении описки), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 12 мая 2022 года по административному делу N 2а-61/2022, по административному исковому заявлению М. к судебным приставам-исполнителям ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов К., С., начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф., УФССП России по Псковской области, о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
М. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебным приставам-исполнителям ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов К., С., начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф., УФССП России по Псковской области, заместителю прокурора Великолукского района Псковской области Андрееву Е.В. о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц. Определением Великолукского районного суда Псковской области от 20 января 2022 года административные исковые требования М. к заместителю прокурора Великолукского района Псковской области Андрееву Е.В. о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц выделены в отдельное производство. В обоснование требований указано, что в рамках исполнительного производства о взыскании с него алиментов на содержание <...> детей судебным приставом-исполнителем ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов К. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам от 14 октября 2021 года, зарегистрированное на сайте АИС ФССП РФ от 15 октября 2021 года N. Просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление о расчете задолженности по алиментам. Также просит отменить постановление о расчете задолженности по алиментам от 14 октября 2021 года без регистрационного исходящего номера, подписанное судебным приставом-исполнителем С. Указывает, что данные постановления противоречат по форме и содержанию приложению N 95 к Примерным формам процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства, утвержденных приказом ФССП России от 04 мая 2016 года N 238; расчет по алиментам за период с 30 апреля по 13 октября 2021 года произведен неверно, так как за данный период им выплачены алименты в полном объеме в соответствии с судебным приказом, не указаны платежные документы, которые направлялись им в полном объеме в ОСП, а также документы, подтверждающие его доходы, полученные им за уход за инвалидом 1 группы, в постановлениях не прописана средняя месячная заработная плата в Российской Федерации, применяемая при расчете задолженности. Также просил признать незаконным ответ начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф. от 06 декабря 2021 года N на его жалобу от 08 ноября 2021 года, как не соответствующий требованиям Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства, утвержденных Приказом ФССП России от 04 мая 2016 года N 238. Указывает, что ответы и решение на требования, прописанные в данной жалобе, не предоставлены; ответ содержит факты, не соответствующие действительности, имеют признаки ложной информации: ответ дан в форме служебного письма, а не в форме постановления.
Просит суд вынести решение о приобщении его жалобы N от 08 ноября 2021 года в исполнительное производство N-ИП.
Решением Великолукского районного суда Псковской области от 21 января 2022 года в удовлетворении административного иска М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 12 мая 2022 года решение Великолукского районного суда Псковской области от 21 января 2022 года отменено в части, принят в данной части по делу новое решение. Административный иск М. к судебному приставу ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области К., начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф., УФССП России по Псковской области о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц удовлетворить частично. Признать незаконным постановление о расчете задолженности по алиментам судебного пристава-исполнителя ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов К. от 14 октября 2021 года, зарегистрированное 15 октября 2021 года за N. Признать незаконными действия начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф. по рассмотрению жалобы М. от 08 ноября 2021 года N в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В удовлетворении административного иска к судебному приставу-исполнителю ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области С. о признании незаконными действий, постановления отказать.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Из материалов дела следует, что в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области К. находится исполнительное производство N-ИП, возбужденное 15 апреля 2020 года, о взыскании с М. в пользу Щ. алиментов на содержание <...> <...>, начиная с 23 ноября 2019 года и до достижения ими совершеннолетия.
Взыскание алиментов по данному исполнительному производству производится согласно заявлению взыскателя с 01 апреля 2020 года.
В отсутствие данных о трудоустройстве М., судебным приставом-исполнителем К. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам от 14 октября 2021 года, зарегистрированное 15 октября 2021 года, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на основании сведений, предоставленных Росстатом в ответе на запрос от 14 октября 2021 года N СС-61-06/580-ТС.
Задолженность по алиментам рассчитана за период с 30 апреля 2020 года по 13 октября 2021 года в размере 307 818 рублей 83 копейки исходя из заявления взыскателя Щ., с учетом суммы частичной оплаты задолженности по алиментам в размере 4122 рублей 29 копеек.
В постановлении также указано на наличие задолженности на 30 апреля 2020 года в размере 15887 рублей 49 копеек.
Итого постановлено определить должнику М. задолженность по алиментам в размере 323706 рублей 32 копейки.
Разрешая заявленные требования о признании незаконным вышеуказанного постановления и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из правомерности расчета суммы задолженности исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, предоставленных Росстатом данных о средней заработной плате по Российской Федерации ввиду отсутствия у должника заработка на момент вынесения постановления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о правомерности примененного судебным приставом порядка расчета задолженности по алиментам.
На основании пункта 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации если не будут представлены документы, подтверждающие заработок лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В соответствии с частью 3 статьи 102 "Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам" Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на <...> детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось; если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскания не могут быть обращены на компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами.
Также не предусмотрено взыскание алиментов с указанного вида выплаты, поименованного Перечнем видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на <...> детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на <...> детей".
Поскольку материалами дела подтверждается, что административный истец заработка в часть периода, за который рассчитана задолженность М. по уплате алиментов, не имел, на учете в центре занятости не состоял, расчет задолженности М. по алиментам правомерно произведен административным ответчиком исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ.
В силу приведенных положений, получаемые в спорный период М. выплаты как лицу, осуществляющему уход за инвалидом, а также денежная выплата, назначенная ему в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", не являются доходом, из которого может производиться удержание алиментов на <...> детей. В связи с этим расчет задолженности по алиментам исходя из размера данных выплат произведен быть не может.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о законности вынесенного постановления о расчете задолженности судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда признала ошибочным ввиду следующего.
Из материала дела следует, что М. по 09 марта 2020 года работал в ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ", из его заработной платы производилось удержание алиментов в пользу Щ.
Кроме того, после увольнения, в апреле 2020 года бывшим работодателем М. выплачена премия по итогам 2 полугодия 2019 года в размере 104481 рубль 84 копейки.
Из данной выплаты удержаны алименты в размере 30296 рублей 92 копейки.
13 мая 2020 года ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" денежные средства в размере 30 296 рублей 92 копейки были перечислены в пользу взыскателя Щ. как алименты за апрель 2020 года (т. 1 л.д. 133, т. 3 л.д. 126).
Вместе с тем, судебным приставом при расчете общей суммы задолженности по алиментам за период с 01 апреля 2020 года данная сумма, перечисленная Щ., учтена не была.
Доводы стороны административных ответчиков о том, что данная сумма приходится на расчет алиментов, уплаченных М. за период работы в ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ", то есть до апреля 2020 года, отвергнуты судом апелляционной инстанции.
Согласно разъяснениям, приведенным в письме ФНС России от 05 октября 2017 года N ГД-4-11/20102@, дата фактического получения дохода работника в виде премии за достигнутые производственные результаты, в частности единовременной, за квартал или год, выплачиваемой работникам организации после увольнения этих работников, определяется как день выплаты указанного дохода налогоплательщику, в том числе перечисления на счет налогоплательщика в банке.
Поскольку указанная выше выплата получена М. в апреле 2020 года, то сумма алиментов в размере 30 296 рублей 92 копейки должна учитываться при расчете задолженности по алиментам с 01 апреля 2020 года как выплаченная.
При таких обстоятельствах, постановление судебного пристава-исполнителя К. о расчете задолженности по алиментам от 14 октября 2021 года, зарегистрированное 15 октября 2021 года, не может быть признано законным в связи с чем подлежит отмене.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных М. требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя С. судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда правомерно признала законным.
Из материалов дела, объяснений судебного пристава-исполнителя С. следует, что исполнительное производство о взыскании с М. алиментов на содержание <...> детей находилось у нее в производстве с 4 по 15 октября 2021 года.
14 октября 2021 года ею подготовлен проект постановления о расчете задолженности по алиментам без регистрационного исходящего номера для находящейся на больничном судебного пристава-исполнителя К. Данный проект постановления был подписан ею, вместе с тем не регистрировался, к исполнению не приводился.
При таких обстоятельствах данный проект постановления права и свободы административного истца не нарушает, не является процессуальным решением судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, в связи с чем оснований для признания его недействительным и отмене не имеется.
В соответствии со статьей 123 Федерального закона "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Частью 2 статьи 124 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определены требования, предъявляемые к жалобе, подаваемой в порядке подчиненности. В частности, в жалобе должны быть указаны:
1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;
2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
4) требования лица, подавшего жалобу.
Согласно части 1 статьи 126 Федерального закона "Об исполнительном производстве" жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления (часть 1 статьи 127).
Установлено, что 08 ноября 2021 года М. обратился е жалобой N к начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф. в порядке подчиненности на действия судебных приставов-исполнителей. В данной жалобе М. перечисляет допущенные, по его мнению, судебными приставами - исполнителями К. и С. нарушения при осуществлении исполнительных действий, ставит вопрос об отмене постановления N от 14 октября 2021 года о расчете задолженности по алиментам, зарегистрированного 15 октября 2021 года, постановления от 14 октября 2021 года о расчете задолженности по алиментам N б/н, а также о предоставлении ему постановления об отмене указанных постановлений.
Жалоба М. рассмотрена в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" как обращение, 06 декабря 2021 года начальником отдела - старшим судебным приставом ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф. дан ответ N 60026/21/173199.
08 декабря 2021 года ответ на обращение направлен М. почтовой корреспонденцией, получен 13 декабря 2021 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных М. требований о признании незаконным ответа Ф. на жалобу от 08 ноября 2021 года суд первой инстанции согласился с позицией административных ответчиков о том, что в отсутствие требований лица, подавшего жалобу, поименованное М. как жалоба обращение разрешено в рамках Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и по существу поставленных в них вопросов дан мотивированный ответ.
Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда признала данные выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам дела.
Содержание жалобы М. от 08 ноября 2021 года однозначно свидетельствует о том, что она подана в предусмотренном главой 18 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядке.
Жалоба подана участником исполнительного производства - должником.
Из содержания жалобы М. следует, что в ней имеются все необходимые сведения, предусмотренные частью 2 статьи 124 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В жалобе указано на то, что она подается в порядке подчиненности, содержатся сведения о том какие решения, действия должностных лиц службы судебных приставов обжалуются, содержатся требования, в том числе об отмене постановлений судебных приставов-исполнителей, что не позволяет отнести данную жалобу к обращениям гражданина, подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф. должна была рассмотреть жалобу М. в установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" порядке, и в 10-дневный срок принять решение по жалобе в форме постановления.
Учитывая, что при рассмотрении жалобы М. начальником отделения Ф. допущены нарушения предусмотренного законом порядка рассмотрения, что повлекло нарушение права М. на своевременное рассмотрение его жалобы и принятие по ней предусмотренных законом решений в форме постановлений в рамках исполнительного производства, заявленные административным истцом требования к начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф., УФССП России по Псковской области о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая, что постановлениям судебных приставов-исполнителей ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов К. и С., а также ответу начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф., дана правовая оценка судом в рамках настоящего административного дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для принятия решения о направлении жалобы на новое рассмотрение указанным должностным лицом.
В соответствии со статьей 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Решение суда первой инстанции было правомерно отменено в той части, в которой отказано в удовлетворении административных исковых требований к начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф., УФССП России по Псковской области о признании незаконными действий должностных лиц по рассмотрению жалоб М. в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Доводы жалобы о несогласии с выделением требований к заместителю прокурора Великолукского района Псковской области Андрееву Е.В. о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц в отдельное производство для самостоятельного рассмотрения признаются судебной коллегией несостоятельными.
Вопрос о целесообразности выделения одного или нескольких административных исковых требований в отдельное производство в силу части 2 статьи 136 КАС РФ относится к дискреционным полномочиям суда.
Учитывая объем заявленных требований, их природу и правовую аргументацию, установив, что требования заявлены к разным административным ответчикам, имеют различные предметы и основания, что свидетельствует о необходимости принятия в отношении каждого органа самостоятельного решения, суд, руководствуясь соображениями целесообразности и процессуальной экономии, пришел к обоснованному выводу о необходимости выделения требований к прокурору в отдельное производство.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
решение Великолукского районного суда Псковской области от 21 января 2022 года (с учетом определения от 15 февраля 2022 года об исправлении описки), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 12 мая 2022 года по административному исковому заявлению М. к судебным приставам-исполнителям ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов К., С., начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Ф., УФССП России по Псковской области, о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
Решение Великолукского районного суда Псковской области от 21 января 2022 года (с учетом определения от 15 февраля 2022 года об исправлении описки), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 12 мая 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.