ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2024 г. по делу N 28/06/105-498/2024
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "АА" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "АБ" (далее - Заказчик), "Т" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (для больных сахарным диабетом) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве (ИМН 84891-П2) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173200001424000085) (далее - Аукцион, Извещение) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В техническом задании Извещения (далее - Техническое задание) неправомерно предусмотрена поставка тест-полосок (далее - Товар) совместно с заключением договора дарения (пожертвования) анализаторов к Товару.
2. В описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) неправомерно не предусмотрена форма, срок и обязательства сторон по договору дарения (пожертвования) анализаторов к Товару.
3. В Описании объекта закупки неправомерно включены требования к разработке мобильного приложения и интеграции его с автоматизированной информационной системой города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы" (далее - ЕМИАС).
4. В Техническом задании предусмотрено, что взаимодействие анализатора с мобильным приложением осуществляется посредством технологии Bluetooth, однако, Техническое задание не содержит положений, предусматривающих передачу данных на мобильное устройство исключительно через Bluetooth, что приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 28.02.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.03.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 07.02.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 914 473 750 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.02.2024;
5) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончанию срока подачи заявок на участие в закупке подана только 1 заявка от участника закупки, которая соответствует требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
6) победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером "2" с предложением о цене контракта в размере 914 473 750 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании неправомерно предусмотрена поставка Товара совместно с заключением договора дарения (пожертвования) анализаторов к Товару.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требования о поставке Товара совместно с заключением договора дарения (пожертвования) анализаторов для Товара установлены в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 12.01.2023 N 10 "Об особенностях описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о типовых условиях контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, на поставку таких тест-полосок и о внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 10) и нормами Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки указан Товар: "Реагент Глюкоза для in vitro диагностики".
Вместе с тем в соответствии с разделом "Количество, ассортимент, качественные и функциональные характеристики поставляемого товара" Технического задания количество анализаторов, совместимых с поставляемыми тест-полосками, подлежащих безвозмездной передаче получателю за счет поставщика составляет 120 840 штук. Поставка анализатора осуществляется одновременно с поставкой тест-полосок с 15.04.2024 по 15.05.2024 - 106 000 штук и с 09.01.2025 по 31.01.2025 - 14 840 штук".
Частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе принято Постановление N 10.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления N 10, в описании объекта закупки указывается, в том числе:
- слова "или эквивалент", сопровождающие указание на товарный знак тест-полосок, если описание объекта закупки содержит указание на товарный знак тест-полосок;
- наименование анализатора, для которого предназначаются тест-полоски, его товарный знак (при наличии у анализатора товарного знака);
- возможность безвозмездной передачи заказчику новых анализаторов, совместимых с поставляемыми тест-полосками, в случае если поставщик при подаче заявки на участие в закупке предложил к поставке тест-полоски, соответствующие показателям, указанным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, но являющиеся несовместимыми с анализатором, указанным в описании объекта закупки в соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 1 Постановления N 10;
- количество анализаторов, подлежащих безвозмездной передаче заказчику поставщиком в случае, предусмотренном абзацем четвертым подпункта "б" пункта 1 Постановления N 10, соответствующее количеству пациентов, для обеспечения которых осуществляется закупка тест-полосок.
Также пунктом 2 Постановления N 10 установлены типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок, а именно:
а) в случае если предметом контракта является поставка тест-полосок, несовместимых с анализатором, предусмотренным в описании объекта закупки, поставщик обязан одновременно с поставкой таких тест-полосок безвозмездно передать заказчику совместимые с ними новые анализаторы в количестве, предусмотренном в описании объекта закупки;
б) если в соответствии с контрактом заказчику безвозмездно передаются новые анализаторы, поставщик обязан обеспечить обучение работников заказчика по использованию таких анализаторов;
в) если в соответствии с контрактом заказчику безвозмездно передаются новые анализаторы, поставщик обязан обеспечить исполнение гарантийных обязательств, предусмотренных в описании объекта закупки, в отношении таких анализаторов.
Таким образом, у поставщика по государственному контракту отсутствует безусловная обязанность передачи анализаторов, совместимых с поставляемыми тест-полосками, за исключением случая несовместимости поставляемых тест-полосок с имеющимися у заказчика анализаторами.
Кроме того, в Техническом задании отсутствует указание на наименование анализатора, для которого предназначается Товар, а также, не предусмотрен порядок взаимодействия Заказчика и поставщика в целях проверки соответствующей совместимости.
Вместе с тем вышеуказанные положения не учтены Заказчиком при формировании государственного контракта, что свидетельствует о не соблюдении заказчиком требований Постановления N 10.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Извещении ненадлежащее Описание объекта закупки противоречат положениям части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно не предусмотрена форма, срок и обязательства сторон по договору дарения (пожертвования) анализаторов к Товару.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Статьей 574 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 рублей; договор содержит обещание дарения в будущем.
В соответствии с разделом "Количество, ассортимент, качественные и функциональные характеристики поставляемого товара" Технического задания передача анализаторов осуществляется после заключения между поставщиком и получателем договора дарения (пожертвования) по форме получателя в соответствии с пунктом 2 статьи 574 ГК РФ, с обязательным приложением информационного письма, заверенного производителем или официальным дистрибьютором медицинского изделия, определяющим его текущую рыночную стоимость, в соответствии с пунктом 22 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы", утвержденного Приказом Минфина России от 07.12.2018 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно включены требования к разработке мобильного приложения и интеграции его с ЕМИАС.
В соответствии с разделом "Количество, ассортимент, качественные и функциональные характеристики поставляемого товара" Технического задания в течение 10 месяцев со дня заключения контракта, поставщик должен обеспечить взаимодействие анализаторов с ЕМИАС в соответствии со стандартом "Типовые технические требования к информационному взаимодействию при передаче данных с глюкометров в ЕМИАС" приложение N 2 к Техническому заданию.
Приложением N 2 к Техническому заданию установлено, что мобильное приложение, разработанное вендором (Компания - производитель глюкометров), устанавливается на смартфон пациента для сбора и передачи данных, получаемых от глюкометра через Bluetooth.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требования, указанные в разделе "Количество, ассортимент, качественные и функциональные характеристики поставляемого товара" Технического задания носят уточняющий и детализирующий характер.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Техническим заданием отсутствует требование о необходимости разработки мобильного приложения.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании предусмотрено, что взаимодействие анализатора с мобильным приложением осуществляется посредством технологии Bluetooth, однако, Техническое задание не содержит положений, предусматривающих передачу данных на мобильное устройство исключительно через Bluetooth, что приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик должен при описании объекта закупки использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа представили сведения, согласно которым на территории Российской Федерации зарегистрировано 5 моделей анализаторов с функцией беспроводной передачи данных:
1. Глюкометр "Контур Плюс Уан" (РУ N ФСЗ 2008/02237 от 18.12.2018), Польша, Индонезия, код НКМИ - 300680.
2. Глюкометр Сателлит Online (РУ N МИ-RUBYKZ-000028 от 09.12.2022), Россия, Беларусь, Казахстан, код НКМИ - 344110.
3. Глюкометр УанТач Верио Рефлект (РУ N РЗН 2021/14349 от 22.09.2023), Вьетнам, Китай, Япония, Россия, код НКМИ - 344110.
4. Глюкометр "УанТач Селект Плюс Флекс" ОАО "Фармстандарт-Лексредства", Россия, Япония, Вьетнам, Китая, Великобритания, (РУ N РЗН 2018/6792 от 25.08.2023), код НКМИ - 300680.
5. Глюкометр "Акку-Чек Инстант", (РУ N РЗН 2021/13212 от 16.01.2023), Германия, Польша, США, Китай, код НКМИ - 344110.
Так же представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что указание в Техническом задании передачу данных через Bluetooth является потребностью Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "АА" обоснованной в части пункта 1 настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 04.03.2024 по делу N 28/06/105-498/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.