Решение ФАС РФ от 04.03.2024 по делу N 28/06/105-524/2024

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 04.03.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2024 г. по делу N 28/06/105-524/2024

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Б" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок "М" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении "М" (далее - Заказчиком), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение реставрационных работ и разработку рабочей документации на объекте культурного наследия федерального значения "Церковь Святого благоверного князя Александра Невского", 1891 г., расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, город Красное Село, переулок Щуппа, дом 10, литера А (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007724000002) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно признавшей заявку Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 01.02.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 175 000 000 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 05408011140196486243;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.02.2024;

6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

7) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в Извещении;

8) победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "2" с предложением о цене контракта в размере 175 000 000 руб.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Абзацем 6 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что опытом исполнения договора, представляемым в соответствии с пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 2 раздела I Постановления N 2571, является опыт исполнения контракта, заключенного и исполненного в соответствии с Законом о контрактной системе, либо опыт исполнения договора, заключенного и исполненного в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Позицией 2 раздела I приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на осуществление работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, необходимо наличие опыта исполнения участником закупки договора (контракта), а именно:

1) опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;

2) опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

При этом цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 2 приложения к Постановлению N 2571, указанный опыт подтверждается следующими документами:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;

3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 2 приложения к Постановлению N 2571, указанный опыт подтверждается следующими документами:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;

3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;

4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно Извещению объектом закупки является проведение реставрационных работ и разработка рабочей документации на объекте культурного наследия федерального значения.

Также согласно Извещению Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с позицией 2 приложения к Постановлению N 2571.

Комиссией установлено, что Заявителем в качестве наличия опыта, предусмотренного позицией 2 приложения к Постановлению N 2571, представлены следующие документы:

- договор от 01.06.2022 N 5/РР-2022 на выполнение ремонтных и реставрационных работ на сумму 121 532 788,70 руб. (далее - Договор);

- акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;

- акты выполненных работ от 15.11.2022.

Вместе с тем представленные Заявителем документы, подтверждающие наличие опыта, предусмотренного позицией 2 приложения к Постановлению N 2571, не соответствуют пункту 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 2 Постановления N 2571, поскольку Договор заключен не в соответствии с Законом о контрактной системе или в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Кроме того, представленные Заявителем документы не содержат разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, а также сведений о том, что проведенные работы по Договору затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта работ, в связи с чем не соответствуют перечню документов, установленных пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 2 приложения к Постановлению N 2571.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, иных сведений, подтверждающих обоснованность довода не представлено, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Законом о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Положением пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

В соответствии с пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.02.2024 N ИЭОК1 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе и отклонена на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Комиссией установлено, что в подтверждение наличия опыта, предусмотренного позицией 2 приложения к Постановлению N 2571, Заявителем представлены Договор и акты приемки выполненных работ, в связи с чем Заказчиком в Протоколе неверно указано основание отклонения заявки Заявителя на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неверно указано основание отклонения заявки Заявителя, что нарушает пункт 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем сведения о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Б" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункт 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы от 04.03.2024 по делу N 28/06/105-524/2024 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.