Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.06.2020 по делу N А79-3884/2019

"Об удовлетворении заявления: удовлетворив иск о сносе постройки, суд исходил из того, что спорный объект размещен на земельном участке с нарушением требования абз. 2 п. 74 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390"
Редакция от 16.06.2020 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 16 июня 2020 г. по делу N А79-3884/2019

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 08.06.2020.

Полный текст решения изготовлен 16.06.2020.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе

судьи Юрусовой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, ИНН:2112389340 ОГРН:1052136009375, 429530, Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Мира, д. 6, Администрации Моргаушского района Чувашской Республики, ИНН:2112001366 ОГРН:1022102633475, 429530, Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Моргауши, ул. Мира, д. 6, к индивидуальному предпринимателю Никитину Ивану Николаевичу, ИНН:211201875951 ОГРНИП:304213606900018, г. Чебоксары Чувашской Республики, о сносе постройки,

по встречному иску индивидуального предпринимателя Никитина Ивана Николаевича, ИНН:211201875951 ОГРНИП:304213606900018, г. Чебоксары Чувашской Республики, к Администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, ИНН:2112389340 ОГРН:1052136009375, 429530, Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Мира, д. 6, Администрации Моргаушского района Чувашской Республики, ИНН:2112001366 ОГРН:1022102633475, 429530, Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Моргауши, ул. Мира, д. 6, о признании права собственности,

по заявлению индивидуального предпринимателя Никитина Ивана Николаевича, ИНН:211201875951 ОГРНИП:304213606900018, г. Чебоксары Чувашской Республики, к Администрации Моргаушского района Чувашской Республики, ИНН:2112001366 ОГРН:1022102633475, 429530, Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Моргауши, ул. Мира, д. 6, о признании незаконным решения Администрации Моргаушского района Чувашской Республики об исключении объекта из проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов,

третьи лица:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,

индивидуальный предприниматель Филиппов Эдуард Николаевич,

индивидуальный предприниматель Потапов Александр Георгиевич,

Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике,

акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Чувашского регионального филиала АО "Россельхозбанк",

Главное управление МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии,

Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области,

Никитин Николай Иванович,

Следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по Чувашской Республике, 428000, г. Чебоксары, пр. Московский, д. 38,

при участии

от ответчика: Никитина Н.И. по доверенности от 19.09.2017, Яковлева Е.А. по доверенности от 01.04.2019,

от третьих лиц: ИП Филиппова Э.Н. - Рыткова В.Н. по доверенности от 09.01.2020, МП Потапова А.Г. - Рыткова В.Н. по доверенности от 09.01.2020, от Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - Николаевой Е.А. по доверенности от 28.04.2020 N 13-ИВ/5116,

третьего лица - Никитина Н.И.,

установил:

Администрация Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и Администрация Моргаушского района Чувашской Республики обратились в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Никитину Ивану Николаевичу об обязании демонтировать нежилое здание общей площадью 53,7 кв. м с кадастровым номером 21:17:000000:683, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 21:17:160303:37 по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5а, в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Иск обоснован тем, что нежилое здание общей площадью 53,7 кв. м с кадастровым номером 21:17:000000:683 является самовольной постройкой. Определением суда от 16.05.2019 принят встречный иск ИП Никитина И.Н. к Администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и Администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 21:17:000000:683.

Встречное требование мотивировано тем, что спорное строение - нежилое здание магазина "Никита" с кадастровым номером 21:17:000000:683 возведено на земельном участке с кадастровым номером 21:17:160303:37 по адресу: Чувашская Республика, с.Моргауши, ул. Мира, д. 5. Данный объект является объектом недвижимости, построен ответчиком в соответствии с требованиями закона (т. 1 л.д. 72-76).

Определением суда от 03.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.

Определением суда от 21.06.2019 по ходатайству ответчика по делу назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту автономной некоммерческой организации "Негосударственный экспертный центр" Пикиной Марине Алексеевне; производство по делу приостановлено (т. 3 л.д. 6-10). На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

- является ли нежилое одноэтажное здание общей площадью 53,7 кв. м с кадастровым номером 21:17:000000:683, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5а, объектом капитального строительства?

- допущены ли при возведении нежилого одноэтажного здания общей площадью 53,7 кв. м с кадастровым номером 21:17:000000:683, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5а, существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил (технических регламентов, ГОСТ, СанПиН и т.д.), а также правил пожарной безопасности?

- создает ли вышеуказанное нежилое одноэтажное здание угрозу жизни и здоровью граждан?

13.08.2019 в суд поступило заключение эксперта от 12.08.2019 N 847 (т. 3 л.д. 66, 70-113).

Определением суда от 09.09.2019 производство по делу возобновлено.

01.10.2019 истцы представили заявление об уточнении исковых требований, которым просили обязать ИП Никитина И.Н. в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу демонтировать нежилое здание площадью 53,7 кв. м с кадастровым номером 21:17:000000:683, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, проспект Мира, дом 5а (т. 3 л.д. 139). Указали, что по результатам судебной экспертизы установлено, что спорный торговый киоск не является объектом капитального строительства; у ответчика отсутствуют правовые основания для размещения торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 21:17:160303:37 по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5а.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение истцами оснований иска судом принято.

Определением суда от 09.12.2019 дело N А79-3884/2019 и дело N А79-13320/2019 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А79-3884/2019.

По делу N А79-13320/2019 индивидуальным предпринимателем Никитиным И.Н. предъявлено заявление о признании незаконным решения Администрации Моргаушского района Чувашской Республики, изложенного в письме от 11.11.2019 N 5503, об исключении торгового павильона с кадастровым номером 21:17:000000:683 из проекта Схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО) Моргаушского района Чувашской Республики, обязании включить торговый объект - магазин "Никита" с билетной кассой в Схему размещения НТО Моргаушского района Чувашской Республики (т. 4 л.д. 55-56).

В обоснование данного заявления ИП Никитин И.Н. указал на необоснованное уклонение Администрацией Моргаушского района Чувашской Республики от включения спорного торгового объекта в Схему размещения НТО Моргаушского района Чувашской Республики. Строительство указанного объекта согласовано, объект построен ИП Никитиным И.Н. и эксплуатируется в соответствии с назначением с 2005 года.

Определениями суда от 14.01.2020, от 17.02.2020, от 18.05.2020, от 22.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ИП Филиппов Эдуард Николаевич, ИП Потапов Александр Георгиевич, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Чувашского регионального филиала АО "Россельхозбанк", Главное управление МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Никитин Николай Иванович, Следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по Чувашской Республике.

В судебное заседание истцы явку представителей не обеспечили. Ранее представили письменные пояснения по иску (т. 6 л.д. 127-128). В ходе рассмотрения дела представитель истца- Администрации Моргаушского района Чувашской Республики заявленное требование поддержал, в удовлетворении встречного иска и заявления о признании решения Администрации Моргаушского района Чувашской Республики просил отказать. Пояснил, что в спорном киоске предпринимательскую деятельность осуществляют ИП Филиппов Э.Н. и ИП Потапов А.Г. Спорный киоск в Схему размещения НТО не включался, поскольку истец полагал, что спорный киоск является объектом недвижимости. На обращение ответчика о включении спорного киоска в Схему размещения НТО направлен отказ Администрации Моргаушского района Чувашской Республики во включении данного объекта в Схему. Пояснил, что между спорным торговым объектом и нежилым зданием, в котором размещены Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, отделение АО "Россельхозбанк", расстояние составляет менее одного метра, что не соответствует нормам противопожарной безопасности.

Представители ответчика заявленное требование не признали. Поддержали встречное исковое заявление и заявление о признании незаконным решения Администрации Моргаушского района Чувашской Республики об исключении объекта из проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов. Считают, что спорный объект является объектом недвижимости; спорное нежилое здание поставлено на кадастровый учет, является легитимно возведенным.

Представитель третьих лиц - ИП Филиппова Э.Н., ИП Потапова А.Г., а также третье лицо Никитин Н.И. поддержали позицию ответчика. Считают, что спорный нестационарный торговый объект возведен ответчиком на законных основаниях и подлежит включению в Схему размещения НТО Моргаушского района.

Представитель третьего лица - Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области исковые требования поддержал, аргументировав возражения в отзыве (т. 7 л.д. 43-44). Считает исковые требования Администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и Администрации Моргаушского района Чувашской Республики обоснованными.

Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Чувашского регионального филиала АО "Россельхозбанк", Главное управление МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, Следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по Чувашской Республике, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.

Третье лицо - Главное управление МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии представило отзыв (т. 6 л.д. 148), которым указало следующее. Плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Моргауши, ул. Мира, д. 5, была проведена с 03 августа 2015 года по 21 августа 2015 года. При проведении проверки нарушений соблюдения требований пожарной безопасности при размещении здания не выявлено. Проверки в области пожарной безопасности в отношении здания, расположенного по адресу: Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5а, не проводились, так как объект не был введен в эксплуатацию. Как на момент строительства, так и на сегодняшний день размещение спорного объекта не соответствует требованиям противопожарной безопасности. Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.

Третье лицо - АО "Российский Сельскохозяйственный банк" отзывом просило рассмотреть дело по существу в отсутствие его представителя (т. 7 л.д. 1). Сообщило, что в нежилом помещении N 2а, находящемся по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, село Моргауши, улица Мира, дом 5, располагается дополнительный офис Чувашского регионального филиала акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" N 3349/11/10. АО "Россельхозбанк" занимает указанное помещение на основании договора от 05.05.2015 N 774 на сдачу в аренду имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.

Третье лицо - Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике представило отзыв, которым просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Чувашского регионального филиала АО "Россельхозбанк", Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Чувашской Республике.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.

На основании распоряжения главы Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 20.04.1998 N 223 составлен акт от 15.03.2005 обследования и выбора земельного участка под строительство торгового киоска, утвержденный постановлением главы Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 27.06.205 N 303, согласно которому для строительства торгового киоска индивидуального предпринимателя Никитина И.Н. выбрана улица Мира в с. Моргауши Моргаушского района Чувашской Республики (т. 1 л.д. 57-58).

Постановлением главы Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 28.12.2005 N 675 индивидуальному предпринимателю Никитину И.Н. разрешено открыть магазин "Никита" по продаже продовольственных товаров с билетной кассой для проезда на автобусах в собственном помещении, расположенный по адресу: 429530, Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Моргауши, ул. Мира, д. N 5а (т. 1 л.д. 59).

На основании постановления Главы Администрации Моргаушского сельского поселения Чувашской Республики от 12.04.2006 N 23 Администрацией Моргаушского сельского поселения Чувашской Республики (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Никитиным И.Н. (арендатор) заключены договоры аренды земельного участка от 30.04.2006, от 12.04.2007, от 20.02.2008, от 21.09.2009 и от 21.09.2010, по условиям которых ИП Никитин И.Н. пользовался на праве аренды земельным участком из земель поселений общей площадью 53,7 кв. м, находящимся по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, Моргаушское сельское поселение, село Моргауши, улица Мира, дом N 5, под магазин "Никита" с билетной кассой (т. 2 л.д. 12-15).

На основании протокола о результатах открытого аукциона от 10.04.2013 N 1 Администрацией Моргаушского района Чувашской Республики (арендодатель) и Никитиным Иваном Николаевичем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 10.04.2013 N 5, согласно которому арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 21:17:160303:37, категории: земли населенных пунктов, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание казначейства, участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес: Чувашская Республика, Моргаушский район, Моргаушское сельское поселение, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5, для установки торгового киоска (т. 2 л.д. 16-17).

Срок аренды участка установлен 5 лет: с 10 апреля 2013 года по 08 апреля 2018 (пункт 2.1 договора).

Государственная регистрация договора произведена 03.08.2013.

Уведомлением от 11.05.2018 N 1889 Администрация Моргаушского района Чувашской Республики уведомила ответчика о намерении прекратить договор аренды земельного участка от 10.04.2013 N 5 (т. 4 л.д. 5).

В ответ на заявление ответчика о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:17:160303:37 в аренду для содержания магазина Администрация Моргаушского района Чувашской Республики письмом от 25.12.2018 N 5760 сообщила о невозможности предоставления земельного участка в аренду (т. 4 л.д. 18-19).

11.09.2019 ответчик обратился в Администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о включении принадлежащего ему торгового павильона "Никита", расположенного по адресу: с. Моргауши, ул. Мира, д. 5а, в схему размещения нестационарных торговых объектов (т. 4 л.д. 20).

Письмом от 21.09.2019 N 4752 Администрация Моргаушского района Чувашской Республики сообщила ответчику о том, что принадлежащий ему объект включен в проект схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики (т. 4 л.д. 21).

Письмом от 11.11.2019 N 5503 Администрация Моргаушского района Чувашской Республики сообщила ответчику о том, что по итогам заседания рабочей группы принято решение об исключении объекта из проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов, так как включение объекта в схему осуществляется на свободном земельном участке от объекта предпринимателя; сообщила об отсутствии оснований для заключения нового договора для размещения нестационарного торгового объекта без проведения торгов (т. 4 л.д. 29).

С учетом уточнения заявленного требования истцы просят обязать ответчика демонтировать нежилое здание общей площадью 53,7 кв. м с кадастровым номером 21:17:000000:683, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5а, на земельном участке с кадастровым номером 21:17:160303:37, в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу (т. 3 л.д. 139).

Ответчиком заявлено встречное требование о признании права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 21:17:000000:683 (т. 1 л.д. 72-76).

Кроме того ответчик просит признать решение Администрации Моргаушского района Чувашской Республики об исключении объекта из проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО), изложенное в письме от 11.11.2019 N 5503, незаконным, обязать Администрацию Моргаушского района Чувашской Республики включить торговый объект магазин "Никита" с билетной кассой в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики (т. 4 л.д. 55-56).

Как следует из технического плана от 19.04.2019, составленного кадастровым инженером Скворцовым Анатолием Георгиевичем, спорный объект представляет собой нежилое одноэтажное здание общей площадью 53,7 кв. м с кадастровым номером 21:17:000000:683, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5а (т. 2 л.д. 53-72).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.01.2019 земельный участок с кадастровым номером 21:17:160303:37, на котором расположен спорный торговый киоск, относится к земельным участкам, право собственности на который не разграничено, следовательно, в силу положений абзацев 3 и 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правомочия собственника в отношении него осуществляет Администрация Моргаушского района Чувашской Республики (т. 1 л.д. 15-17).

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Действующее законодательство Российской Федерации (гражданское, земельное и градостроительное) регламентирует, что условиями приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество является соблюдение при его создании закона и иных правовых актов (часть 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть необходима совокупность юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта (статьи 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации); получение разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации); соблюдение при возведении объекта градостроительных, строительных, санитарных, природоохранных и других норм, установленных законодательством; а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Положениями статей 130 - 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

По смыслу указанных норм прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

С целью определения является ли спорный объект объектом капитального строительства, допущены ли при его возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил (технических регламентов, ГОСТ, СанПиН и т.д.), а также правил пожарной безопасности и создает ли он угрозу жизни и здоровью граждан по ходатайству ответчика определением суда от 21.06.2019 по делу назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту автономной некоммерческой организации "Негосударственный экспертный центр".

Согласно заключению эксперта автономной некоммерческой организации "Негосударственный экспертный центр" от 12.08.2019 N 847 нежилое одноэтажное здание общей площадью 53,7 кв. м с кадастровым номером 21:17:000000:683, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5а, не является объектом капитального строительства. При его возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил (технических регламентов, ГОСТ, СанПиН и т.д.), а также правил пожарной безопасности не допущены. На момент осмотра нарушений, которые могут создать угрозу жизни и здоровью граждан в вышеуказанном нежилом одноэтажном здании, не обнаружено (т. 3 л.д. 70-113).

Учитывая, что возведенный ответчиком торговый киоск с кадастровым номером 21:17:000000:683 не является объектом капитального строительства, и, как следствие, не является объектом недвижимого имущества, правовые основания для удовлетворения требования ответчика о признании права собственности на данный объект отсутствуют.

Кроме того, суд считает, что встречное требование ответчика о признании права собственности на торговый киоск фактически обусловлено не наличием спора с истцами о праве на имущество, а целями получения в дальнейшем земельного участка с кадастровым номером 21:17:160303:37 площадью 109 кв. м в аренду без проведения торгов.

Ответчик просит признать решение Администрации Моргаушского района Чувашской Республики об исключении объекта из проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО), изложенное в письме от 11.11.2019 N 5503, незаконным; обязать Администрацию Моргаушского района Чувашской Республики включить торговый объект магазин "Никита" с билетной кассой в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики.

Фактически ответчик не согласен с отказом Администрации Моргаушского района Чувашской Республики во включении принадлежащего ответчику нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики, утвержденную постановлением Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 20.02.2018 N 124.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правоотношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности урегулированы Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 названного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

При этом действующее с 01.03.2015 земельное законодательство (статьи 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации) также связывает наличие возможности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики утверждена постановлением Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 20.02.2018 N 124 (т. 4 л.д. 3-4).

Таким образом, основанием для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является схема размещения таких объектов.

Размещение нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Постановлением Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 30.01.2017 N 53 "О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" (т. 4 л.д. 103-111).

В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Согласно статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В пункте 36 статьи 2 Закона N 123-ФЗ определено, что противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

В силу пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа - письма Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 11.11.2019 N 5503) запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары. Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.

Согласно заключению эксперта автономной некоммерческой организации "Негосударственный экспертный центр" от 12.08.2019 N 847 здание магазина расположено в общем ряду зданий по улице Мира: слева от него расположено двухэтажное здание "Россельхозбанк". Проход между магазином и зданием "Россельхозбанка" закрыт ограждением из металлического профиля и рекламного щита. Расстояние между зданием магазина и зданием "Россельхозбанка" составляет 1,0 м. Расстояние в 1,0 (один) метр между исследуемым зданием и зданием "Россельхозбанка" не соответствует нормативным (должно быть не менее 6 м табл. 1 СНиП 2.01.02-85) (т. 3 л.д. 81,88).

Следовательно, спорный объект размещен на земельном участке с нарушением требования абзаца второго пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Таким образом, при принятии оспариваемого отказа Администрации Моргаушского района Чувашской Республики, изложенного в письме от 11.11.2019 N 5503, во включении принадлежащего ответчику нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики учтены нормы законодательства, действовавшего на момент принятия отказа.

Довод ответчика о том, что в настоящее время абзац второй пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не действует, судом не принимается, поскольку на момент принятия оспариваемого отказа и на момент обращения ответчика с заявлением о признании недействительным данного отказа в арбитражный суд норма абзаца второго пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации действовала.

Кроме того, судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.04.2019 N 99/2019/254650662 земельный участок с кадастровым номером 21:17:160303:37, предоставленный ответчику в аренду в соответствии с договором аренды земельного участка от 10.04.2013 N 5, имеет следующее описание местоположения: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание казначейства, участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес: Чувашская Республика, Моргаушский район, Моргаушское сельское поселение, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5 (т. 2 л.д. 16-17, 74-80).

Из отзыва третьего лица - Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области следует, что по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, Моргаушское сельское поселение, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5 расположено нежилое здание, в котором помещения NN 1оп, 2оп, 3оп, 3а, 3б, закреплены на праве оперативного управления за Управлением Федерального казначейства по Чувашской Республике, помещение N 2а передано в аренду ОАО "Россельхозбанк", помещение N 4 закреплено на праве оперативного управления за Следственным управлением Следственного Комитета Российской Федерации по Чувашской Республике (т. 7 л.д. 43-44).

По результатам судебной экспертизы установлено расстояние между спорным торговым киоском и зданием "Россельхозбанка" (то есть зданием по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, Моргаушское сельское поселение, с. Моргауши, ул. Мира, д. 5) составляет 1,0 м.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорный торговый киоск частично размещен ответчиком за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 21:17:160303:37, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания казначейства, примерно в 10 м от ориентира по направлению на юго-запад (т. 2 л.д. 16-17, 74-80).

Исходя из изложенного, суд считает, что совокупность условий, необходимых для признания незаконным отказа Администрации Моргаушского района Чувашской Республики во включении торгового киоска ответчика в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики отсутствует; ответчик не вправе требовать от Администрации Моргаушского района Чувашской Республики включения своего торгового киоска с кадастровым номером 21:17:000000:683 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики.

В удовлетворении требования ответчика следует отказать.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:17:160303:37, на котором расположен торговый киоск, не разграничено.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль над размещением движимых и недвижимых объектов закреплено статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Истцы ссылаются на то обстоятельство, что ответчик занимает земельный участок под размещение торгового киоска без законных оснований.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В пункте 34 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с частью 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Как указано выше, пунктом 2.1 договора аренды земельного участка от 10.04.2013 N 5 срок аренды земельного участка установлен на 5 лет: с 10 апреля 2013 года по 08 апреля 2018 года Уведомлением от 11.05.2018 N 1889 Администрация Моргаушского района Чувашской Республики сообщила ответчику о прекращении договора аренды земельного участка от 10.04.2013 N 5 (т. 4 л.д. 5).

В письме от 25.12.2018 N 5760 Администрация Моргаушского района Чувашской Республики сообщила ответчику о невозможности предоставления земельного участка в аренду (т. 4 л.д. 18-19).

Таким образом, договор аренды земельного участка от 10.04.2013 N 5 прекратил свое действие.

Новые договоры аренды земельного участка для размещения торгового киоска Администрацией Моргаушского района Чувашской Республики и ИП Никитиным И.Н. не заключались.

В соответствии с абзацем первым статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Факт использования ответчиком земельного участка с кадастровым номером 21:17:160303:37 подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Доказательства, подтверждающие правовые основания для занятия спорного земельного участка посредством размещения на нем торгового киоска, ответчик суду не представил.

Таким образом, использование ответчиком спорного земельного участка в отсутствие на то законных оснований свидетельствует о нарушении прав Администрации Моргаушского района Чувашской Республики.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе и к демонтажу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, демонтаж зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

При изложенных обстоятельствах нарушенное право Администрации Моргаушского района Чувашской Республики подлежит восстановлению путем понуждения ответчика освободить земельный участок с кадастровым номером 21:17:160303:37 путем демонтажа нестационарного торгового объекта общей площадью 53,7 кв. м с кадастровым номером 21:17:000000:683.

Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности является несостоятельным, поскольку в соответствии с абзацем 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации). В рассматриваемом случае истец - Администрация Моргаушского района Чувашской Республики фактически просит устранить препятствия в пользовании земельным участком, в связи с чем срок исковой давности к отношениям истца и ответчика в рамках данного спора не применим.

Поскольку в силу положений абзацев 3 и 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правомочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:17:160303:37 осуществляет Администрация Моргаушского района Чувашской Республики, Администрация Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики является ненадлежащим истцом по заявленному первоначальному иску. В связи с этим Администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в удовлетворении иска следует отказать В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственную пошлину по первоначальному иску суд относит на ответчика; расходы ответчика по оплате государственной пошлины по встречному иску и заявлению о признании незаконным решения Администрации Моргаушского района Чувашской Республики (т. 1 л.д. 112, т. 4 л.д. 56) суд относит на ответчика Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск Администрации Моргаушского района Чувашской Республики удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Никитина Ивана Николаевича в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу демонтировать нежилое здание площадью 53,7 кв. м с кадастровым номером 21:17:000000:683, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, проспект Мира, дом 5а.

Администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в удовлетворении иска отказать.

Индивидуальному предпринимателю Никитину Ивану Николаевичу в удовлетворении встречного иска и заявления о признании незаконным решения Администрации Моргаушского района Чувашской Республики отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Никитина Ивана Николаевича в доход федерального бюджета 6000 (Шесть тысяч) руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
Н.В. ЮРУСОВА