ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2024 г. N 223ФЗ-81/24
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "А" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб N 2 Управления контроля размещения государственного заказа К., членов Комиссии ФАС России:
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб N 4 Управления контроля размещения государственного заказа М.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб N 3 Управления контроля размещения государственного заказа Р., при участии представителей:
ОАО "РА": О. (доверенность от 30.11.2022 N ЦДЗС-102/Д), ООО "А": Л. (доверенность от 16.02.2024 б/н), представители ООО "РБ" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "А" от 12.03.2024 N 1238 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" при проведении открытого аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования железнодорожной автоматики и телемеханики на объекты строительства ОАО "РА" (извещение N 367/ОАЭ-ДКРС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "А" (далее - Заявитель) от 12.03.2024 N 1238 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования железнодорожной автоматики и телемеханики на объекты строительства ОАО "РА" (извещение N 367/ОАЭ-ДКРС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания.
В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением совета директоров ОАО "РА" от 28.06.2018 (протокол N 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО "РА" от 22.06.2023 (протокол N 13) (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), Аукционной документацией (далее - Документация):
1. Извещение размещено на сайте оператора электронной площадки https://www.rts-tender.ru - 27.02.2024;
2. Начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦД) - 139 616 611,73 руб.;
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.03.2024;
4. На участие в Аукционе подано 2 заявки участников закупки;
5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе - 01.04.2024;
6. Дата проведения Аукциона - 02.04.2024;
7. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в Аукционе - 02.04.2024;
8. Дата подведения итогов - 16.04.2024.
Частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 19.03.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения представленных материалов объявлен перерыв до 26.03.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено описание предмета закупки, поскольку Заказчиком необоснованно в рамках одного лота объединены не связанные между собой товары, а именно программное обеспечение и аппаратное оборудование.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России отметил, что в соответствии с перечнем оборудования железнодорожной автоматики и телемеханики, планируемого к поставке на объекты строительства Заказчика, установленным в Документации (далее - Перечень оборудования), поставке в рамках одного лота подлежит как программное обеспечение (прикладное (технологическое) программное обеспечение "Сетунь" 2.0, АПК-ДК (СТДМ и т.д.), производителями которого являются единственные поставщики ООО "К" (ИНН: <...>) и ООО "С" (ИНН: <...>), так и аппаратное оборудование (генератор путевой унифицированный, извещатель акустический с резервированием для железнодорожных переездов, устройство защиты от перенапряжений трансформаторов и т.д.), доступное для приобретения и поставки неограниченному кругу лиц.
В соответствии с пунктами 4, 7 Государственного стандарта Союза ССР ГОСТ 19781-90 (далее - ГОСТ 19781-90) системная программа - это программа, предназначенная для поддержания работоспособности системы обработки информации или повышения эффективности ее использования в процессе выполнения прикладных программ; прикладная программа - программа, предназначенная для решения задачи или класса задач в определенной области применения системы обработки информации.
Комиссия ФАС Россия отмечает, что объединение в рамках одного лота технологически и функционально не связанных товаров, а именно ПО "Сетунь" 2.0, являющегося прикладным программным обеспечением, и аппаратного оборудования, ведет к укрупнению предмета закупки путем возложения на поставщиков аппаратного оборудования обязанности по поставке, а также по поиску программного обеспечения, что приводит к увеличению НМЦД, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора и влечет ограничение количества участников закупки, которыми могут быть в соответствии с Извещением только субъекты малого и среднего предпринимательства, что, в свою очередь, налагает на них дополнительную финансовую нагрузку.
Согласно Перечню оборудования Заказчиком в рамках одного лота закупается аппаратное оборудование и специальное прикладное программное обеспечение конкретного производителя "Сетунь", что приводит к ограничению количества участников закупки, не обладающих правом его поставки, но при этом имеющих возможность поставки аппаратного оборудования в соответствии с Перечнем оборудования.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом осуществившего описание предмета закупки ввиду необоснованного объединения Заказчиком не связанных между собой товаров, а именно программного обеспечения и аппаратного оборудования, нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "А" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 12.03.2024 N 1238 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования железнодорожной автоматики и телемеханики на объекты строительства ОАО "РА" (извещение N 367/ОАЭ-ДКРС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.
2. Признать ОАО "РА" нарушившим требования пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ОАО "РА", ООО "РБ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 26.03.2024 N 223ФЗ-81/24.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 26.03.2024 N 223ФЗ-81/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
С.В. КОПЫЛОВ
Члены Комиссии
ФАС России
А.А. МАРФИНА
Д.Е. РЯБЧУКОВ