ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2024 г. по делу N 24/44/99/52
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Э" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок МУП "В" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении МУП "В" (далее - Заказчик), МКУ "У" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений в <...> (1 этап) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0848300053224000037) (далее соответственно - Конкурс, Извещение),
В связи с поступлением в ФАС России обращения, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу обращения Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями:
1) Комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка Заявителя от участия в закупке ввиду отсутствия в составе заявки Заявителя доверенности на лицо, уполномоченное на подписание независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе;
2) при рассмотрении заявок у Комиссии по осуществлению закупок отсутствовало право по рассмотрению заявок, поскольку протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2022 N ИЭОК1 (далее - Протокол подведения итогов) подписан 2 членами Комиссии по осуществлению закупок.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 01.04.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.04.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 22.02.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 786 373 372,76 руб.;
источник финансирования - за счет собственных средств;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.03.2024;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 13.03.2024;
7) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 1 заявка признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) Конкурс признан несостоявшимся на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, поскольку по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании только одной заявки соответствующей требованиям.
9) Между Заказчиком и ООО "С" заключен контракт от 29.03.2024 N 3504301974224000001 с ценой 5 785 794 735,42 руб.
1. Согласно доводу обращения Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно отклонившей заявку Заявителя от участия в закупке ввиду отсутствия в составе заявки Заявителя доверенности на лицо, уполномоченное на подписание независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае, предусмотренном частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является: 1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий; 2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе; 3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 11 статьи 45 Закона о контрактной системе гарант не позднее одного рабочего дня, следующего за датой выдачи независимой гарантии, или дня внесения изменений в условия независимой гарантии включает указанные в части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе информацию и документы в реестр независимых гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий информацию для включения в закрытый реестр независимых гарантий.
Пунктом 2 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в ЕИС;
Согласно Извещению Заказчиком установлено следующее "Обеспечение заявки может предоставляться в виде денежных средств или независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки. Обеспечение заявки в виде денежных средств предоставляется в соответствии с правилами и порядком, определенными оператором электронной площадки с использованием специальных счетов, открытых участником закупки в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации. Участники закупки, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, вправе предоставить обеспечение заявок в виде денежных средств с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 N 579. Независимая гарантия, выданная участнику закупки банком, для целей обеспечения заявки на участие в закупке должна быть безотзывной и соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 г. N 1005. Независимая гарантия должна в том числе содержать условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования. Запрещается включение в условия независимой гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых независимой гарантией. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок".
В соответствии с Протоколом подведения итогов заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе по следующему основанию: "В комплекте документов, предоставленных участником закупки, отсутствует документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего независимую гарантию".
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в закупке получена и размещена в реестре независимых гарантий в ЕИС независимая гарантия от 07.03.2024 N БГ-608847/2024 (далее - Независимая гарантия).
Вместе с тем положениями Закона о контрактной системе не установлены требования о предоставлении участником в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих полномочия лица, имеющего право на осуществление действий от имени банка.
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно отклонившей заявку Заявителя, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя при рассмотрении заявок у Комиссии по осуществлению закупок отсутствовало право по рассмотрению заявок, поскольку Протокол подведения итогов подписан 2 членами Комиссии по осуществлению закупок.
Пунктом 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Частью 1 статьи 39 Закона о контрактной системе установлено, что для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.
Согласно части 3 статьи 39 Закона о контрактной системе число членов комиссии должно быть не менее чем три человека.
В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона о контрактной системе комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.
Комиссией установлено, что согласно приказу Заказчика от 21.02.2024 N 187-а "О комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме "Реконструкция очистных сооружений в <...> (этап)" (далее - Приказ) утверждена Комиссия по осуществлению закупок в составе Г., С., Щ.
Согласно Протоколу подведения итогов подписан двумя членами комиссии - Г., С.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат Закону о контрактной системе, поскольку Протокол подведения итогов подписан более чем 50% членов Комиссии по осуществлению закупок, утвержденных Приказом.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
1. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 03.04.2024 по делу N N 24/44/99/52 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.