Решение ФАС РФ от 24.04.2024 N 223ФЗ-126/24

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 13 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 24.04.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2024 г. N 223ФЗ-126/24

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "С" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Ж.,

членов Комиссии ФАС России:

консультанта отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Ш.,

главного специалиста-эксперта отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа Д.,

при участии представителей:

ОАО "РА": О. (доверенность от 30.11.2022 N ЦДЗС-102/Д),

ООО "С": С. (доверенность от 17.04.2024 б/н),

представители ООО "РБ" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "С" от 12.04.2024 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" при проведении конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию автоматизированной системы управления техническими процессами Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры (извещение N 2963/ОКЭ-ЦДИЦП/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) от 12.04.2024 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик) при проведении конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию автоматизированной системы управления техническими процессами Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры (извещение N 2963/ОКЭ-ЦДИЦП/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением совета директоров ОАО "РА" от 28.06.2018 (протокол N 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО "РА" от 22.06.2023 (протокол N 13) (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), Конкурсной документацией (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено на сайте оператора электронной площадки https://www.rts-tender.ru - 27.12.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 208 146 855,60 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.01.2024;

4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки;

5. Дата рассмотрения первых частей заявок - 26.01.2024;

6. По результатам рассмотрения первых частей заявок допущены 3 заявки к участию в Конкурсе;

7. Дата рассмотрения вторых частей заявок - 04.04.2024;

8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок соответствующими условиям Документации признаны 2 заявки;

9. Дата подведения итогов - 04.04.2024;

10. По результатам подведения итогов победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки "3" с предложением о цене договора в размере 170 680 421,60 руб.

В ходе заседания 19.04.2024 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов объявлен перерыв до 24.04.2024

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

1) Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя в связи с предоставлением сведений, не соответствующих действительности;

2) Заказчиком ненадлежащим образом составлен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников Конкурса от 04.04.2024 N 713 (далее - Протокол).

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1.1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе, в связи с предоставлением в составе заявки сведений, не соответствующих действительности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 3.17.8.7 Документации во второй части конкурсной заявки участником закупки должны быть представлены документы, на основании которых проводится оценка в отношении критериев, порядка оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Конкурсе. Перечень предоставляемых документов и порядок их оформления указан в приложении N 1.4 Документации.

Пунктом 2.3 приложения N 1.4 к Документации установлен подкритерий "Квалификация персонала" критерия "Квалификация участника", в соответствии с которым оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 приложения N 1.4 к Документации.

При этом подпунктом 2.3 пункта 2 приложения N 1.4 к Документации установлено следующее:

"В подтверждение квалификации персонала участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении N 1.3 к конкурсной документации (с указанием ФИО, даты рождения, СНИЛС, ИНН, реквизиты патентов, паспорта гражданина РФ);

- копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

- копии патентов, выданных в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами;

- действующие документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию квалифицированного персонала, указанного в Форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно: диплом и/или свидетельство и/или удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке и/или иные документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию;

- действующие документы, подтверждающие присвоение разряда квалифицированного персонала, указанного в Форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно: диплом и/или свидетельство и/или удостоверение и/или иные документы, подтверждающие присвоение разряда;

- действующие удостоверения, подтверждающие допуск по электробезопасности не ниже III группы".

В соответствии с пунктом 3.9.4.1 Документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе, в том числе в случае непредставление определенных конкурсной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

Согласно Протоколу Заказчиком принято решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе на основании пункта 3.9.4.1 Документации в связи с предоставлением в составе заявки информации, не соответствующей действительности, а именно в представленных участником документах в подтверждение наличия квалифицированного персонала содержатся недостоверные персональные данные специалистов.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что в составе заявки представлены сведения о наличии квалифицированного персонала, соответствующие действительности.

Вместе с тем представитель Заказчика сообщил, что в качестве подтверждения сведений о наличии квалифицированного персонала в заявке участника представлены недостоверные сведения в отношении Х., В.

Представитель Заказчика сообщил, что в ходе проверки сведений, представленных Заявителем в составе заявки, Заказчиком установлено, что в договоре гражданско-правового характера от 09.01.2024 N 0901/07, заключенном с Х., указаны недействительные персональные данные, а именно дата рождения и СНИЛС, в связи с чем Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

Также в ходе проверки сведений, представленных Заявителем в составе заявки, Заказчиком установлено, что в договоре гражданско-правового характера от 09.01.2024 N 0901/05, заключенном с В. указан недостоверный адрес регистрации.

Представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представлены письменные пояснения вышеуказанных сотрудников, согласно которым Х., В. подтвердили заключение договоров гражданско-правового характера с Заявителем.

Также представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил дополнительные соглашения к договорам гражданско-правового характера от 21.03.2024, 05.04.2024 с актуальными паспортными данными вышеуказанных сотрудников, в том числе копию СНИЛС Х.

1.2. Также согласно Протоколу Заказчиком принято решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе на основании пункта 3.9.4.1 Документации, в связи с предоставлением в составе заявки информации, не соответствующей действительности, а именно в представленных участником документах в подтверждение наличия опыта выполнения работ содержатся недостоверные сведения.

Пунктом 2.1 приложения N 1.4 к Документации установлен подкритерий "Опыт участника 1" критерия "Квалификация участника", в соответствии с которым оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 приложения N 1.4 к Документации.

При этом подпунктом 2.1 пункта 2 приложения N 1.4 к Документации установлено следующее:

"В подтверждение участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 к конкурсной документации о наличии требуемого опыта;

- акты о выполнении работ;

- договоры на выполнение работ (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

- копии документов, подтверждающих оплату по договору (выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в Форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 к конкурсной документации, с отметкой обслуживающего банка об исполнении, заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка и/или копии актов приемки исполненных обязательств в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключенных с ОАО "РА" или его дочерними обществами);

- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.)".

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что в составе заявки представлены достоверные сведения о наличии опыта выполнения работ.

Вместе с тем представитель Заказчика сообщил, что в качестве подтверждения сведений о наличии опыта выполнения работ в заявке Заявителя представлен акт от 31.01.2023 N 4 (далее - Акт) на сумму 314 755,56 руб. по договору от 23.12.2021 N 880/ОКЭ-МОСК/21/1/1 (далее - Договор), не соответствующий действительности.

Представитель Заказчика сообщил, что в ходе проверки сведений, представленных Заявителем в составе заявки, Заказчиком установлено, что в соответствии с письмом Центра корпоративного учета и отчетности "Ж" от 06.02.2024 N Исх-1476/ЖДУ Акт отсутствует в учете принятых ОАО "РА" к оплате документов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что к Акту приложены платежные поручения от 26.01.2023 N 537823 на сумму 377 706,84 руб. (далее - Платежное поручение), от 17.02.2023 N 544752 на сумму 377 706,84 руб. При этом Платежное поручение относится к акту от 31.12.2022 N 3 и ошибочно приложено в составе заявки к Акту.

Также представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил письмо филиала ОАО "РА" Московской железной дороги от 22.04.2024 N исх-2408/МОСКДЭЗ, в соответствии с которым сумма фактически оказанных услуг в рамках Договора за период с 23.11.2021 по 30.11.2023 составляет 46 719 334,25 руб.

В связи с вышеизложенным, учитывая отсутствие сведений, свидетельствующих о недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных Заявителем в составе заявки, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом составлен Протокол, поскольку не содержит конкретные основания отклонения заявки Заявителя.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке работ, товаров, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что в Протоколе Заказчиком не отражена информация о том, какие сведения, представленные в составе заявки Заявителя, не соответствуют действительности.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что основанием для принятия решения об отклонении заявки Заявителя послужило предоставление в составе заявки недостоверной информации.

Комиссией ФАС России установлено, что Протокол не содержит исчерпывающий перечень сведений, предусмотренных Документацией и Законом о закупках, что не обеспечивает возможность администрирования содержания Протокола, в котором должны быть предельно ясно и понятно раскрыты причины отклонения заявки участников закупки, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Информация, отраженная Заказчиком в Протоколе, не позволяет установить причины отклонения заявки Заявителя, поскольку Протокол не содержит указаний на документы, не соответствующие требованиям Документации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в не указании обоснования отклонения заявки Заявителя, противоречат принципу информационной открытости закупки, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 13 статьи 3.2 Закона о закупках и и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 12.04.2024 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию автоматизированной системы управления техническими процессами Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры (извещение N 2963/ОКЭ-ЦДИЦП/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.

2. Признать ОАО "РА" нарушившим часть 6 статьи 3, часть 13 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 24.04.2024 по делу N 223ФЗ-126/24.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 24.04.2024 по делу N 223ФЗ-126/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
А.Е. ЖЛУКТА

Члены Комиссии ФАС России
Г.М. ШОРКИН
Ш.М. ДЖАФАРОВ