Решение ФАС РФ от 19.04.2024 по делу N 08/05/5-27/2024

"О признании рекламы ненадлежащей: реклама нарушает п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе""
Редакция от 19.04.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2024 г. по делу N 08/05/5-27/2024

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<...>,

Члены Комиссии:

<...>,

<...>,

рассмотрев материалы о распространении в октябре 2023 года в эфире телеканалов рекламы финансовых услуг АО "А" с информацией об отмене комиссии за переводы для бизнеса, в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - рекламодателя:

АО "А" (<...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: <...>) - на рассмотрение дела не явилось, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие общества,

установила:

В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе финансовых услуг АО "А" с информацией об отмене комиссии за переводы для бизнеса, распространявшейся в октябре 2023 года в эфире телеканалов.

В аудиоряде рекламы сообщается:

"Отменили все комиссии за переводы для бизнеса. Бесплатно откройте счет для бизнеса в "А". "А" - лучший банк для бизнеса."

В видеоряде рекламы сообщается:

"Переводы для бизнеса без комиссии. Счет для бизнеса бесплатно. "А" лучший банк для бизнеса".

Рекламные сообщения сопровождаются поясняющими сносками:

- "Комиссия за переводы - 0 руб. Переводы ЮЛ - 0 руб.; ФЛ - 0 руб. до 10 млн. руб. в месяц. По подписке клиентам с выручкой до 500 млн. руб. в год и за открытие расчетного счета на ПУ Ноль за обслуживание с 7 октября по 24 ноября 2023 г., на ПУ Уверенное начало, Быстрое развитие, Активные расчеты, Высокие обороты с 11 сентября по 28 декабря 2023 г. *Альфа-Бизнес.";

- "Подключается автоматически. Первые 4 месяца - 0 руб. При отключении услуги - по условиям тарифного сборника. Тариф "Ноль за обслуживание", обслуживание счета - 0 руб.. Переводы юрлицам и ИП: первые 3 перевода - 0 руб., далее 99 руб. за перевод. Переводы юрлицам и ИП внутри банка - 0 руб., переводы физлицам - 2% -2,3% + 99 руб. за перевод.";

- "Лучший интернет-банк для ИП без сотрудников по версии Markswebb, 2022 г.". АО "А". ОГРН: <...>, <...>. Ген. лицензия ЦБ РФ N 1326 от 16.01.2015 г. Реклама."

Общая продолжительность демонстрации сносок в видеоролике составляет 10 секунд, а каждой сноски - 3 секунды в кадре. При этом текст сносок выполнен мелким шрифтом белыми буквами на разноцветном сменяющемся фоне.

В рекламном ролике утверждается, что "А" - лучший банк для бизнеса".

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение банка АО "А" с другими банками и который имеет объективное подтверждение того, что "А" является лучшим банком для бизнеса.

При этом ссылка на мнение агентства Markswebb о превосходстве АО "А" над иными банками: "Лучший интернет-банк для ИП без сотрудников по версии Markswebb", приведенное в поясняющей сноске трудным для восприятия способом в течение короткого времени, не может рассматриваться как критерий, по которому проводится сравнение и объективно подтверждающий преимущества банка АО "А".

Соответственно, рекламное утверждение: "А" - лучший банк для бизнеса" содержит некорректное сравнение рекламируемого продукта АО "А" с продуктами других банков.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламном ролике озвучивается и крупным шрифтом указывается информация об отмене АО "А" комиссии за переводы для бизнеса.

Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается следующее: "Комиссия за переводы - 0 руб. Переводы ЮЛ - 0 руб.; ФЛ - 0 руб. до 10 млн. руб. в месяц."

При этом информация в поясняющей сноске размещалась в рекламном ролике трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.

Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации об отсутствии комиссии за переводы для бизнеса, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях использования данной финансовой услуги.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Соответственно, в рекламном ролике АО "А" при указании информации об отмене комиссии за переводы для бизнеса умалчивается часть существенной информации о максимальной сумме перевода для физических лиц, при которой не начисляется комиссия (Переводы ФЛ - 0 руб. до 10 млн. руб. в месяц.).

В рекламном ролике озвучивается и крупным шрифтом указывается информация о бесплатном счете для бизнеса АО "А".

Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается следующее: "Подключается автоматически. Первые 4 месяца - 0 руб.. При отключении услуги - по условиям тарифного сборника. Тариф "Ноль за обслуживание", обслуживание счета - 0 руб.. Переводы юрлицам и ИП: первые 3 перевода - 0 руб., далее 99 руб. за перевод. Переводы юрлицам и ИП внутри банка - 0 руб., переводы физлицам - 2% -2,3% + 99 руб. за перевод."

При этом информация в поясняющей сноске размещалась в рекламном ролике трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.

Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации о бесплатном счете для бизнеса АО "А", которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях использования данной финансовой услугой.

Соответственно, в рекламном ролике АО "А" при указании информации о бесплатном счете для бизнеса умалчивается часть существенной информации о количестве бескомиссионных переводов по указанному счету (первые 3 перевода - 0 руб., далее 99 руб. за перевод.), категориях лиц, которым могут осуществляться бескомиссионные переводы (Переводы юрлицам и ИП внутри банка - 0 руб., переводы физлицам - 2% -2,3% + 99 руб. за перевод.), а также о стоимости подписки на переводы ИП на свой счет физического лица в "А" (Первые 4 месяца - 0 руб. При отключении услуги - по условиям тарифного сборника).

То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, в рекламе финансовых услуг АО "А" с информацией об отмене комиссии за переводы для бизнеса усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО "А" (адрес: <...>, ИНН: <...>, ОГРН: <...> КПП: <...>, дата регистрации: 24.02.1998).

Руководствуясь пунктом 1 части 2, частью 7 статьи 5, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу финансовых услуг АО "А" с информацией об отмене комиссии за переводы для бизнеса, распространявшуюся в октябре 2023 года в эфире телеканалов, поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение рекламируемого продукта АО "А" с продуктами других банков.

2. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу финансовых услуг АО "А" с информацией об отмене комиссии за переводы для бизнеса, распространявшуюся в октябре 2023 года в эфире телеканалов, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о максимальной сумме перевода для физических лиц, при которой не начисляется комиссия, а также умалчивается часть существенной информации о количестве бескомиссионных переводов по бесплатному счету для бизнеса.

3. Выдать АО "А" (<...>, ОГРН: <...>, дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: <...>) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "А".

Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.