ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2024 г. по делу N 24/275/104/134
О ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела нормотворчества Управления контроля иностранных инвестиций Скирды Л.Н.,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Кулыгина А.В.,
консультанта отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Шоркина Г.М.,
при очном участии представителей ФГКУ "В" М.Н., М.А., а также при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя ООО "С" Н.,
рассмотрев обращение о включении информации об ООО "С" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), направленное ФГКУ "В" (далее - Заказчик),
установила:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию об ООО "С" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 03.05.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения материалов дела в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.05.2024.
Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.05.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении закрытого электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку элементов замены типовых устройств ввода и вывода (номер извещения в ЕИС - 0373100064623000403) (далее - Аукцион, Товар).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 350 682 569,12 руб.
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ООО "С" заключен государственный контракт от 14.06.2023 N 2323189106012027702361314/31/601-23, цена которого составила 312 107 486,42 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта ООО "С" обязуется осуществить поставку товара Заказчику согласно спецификации и разнарядке (далее - Спецификация) Заказчика, а Заказчик принять и оплатить поставленный товар в соответствии с условиями контракта. Наименование, комплектация, количество, сроки и место поставки, цена единицы товара указаны в Спецификации.
В соответствии с разделом "Сроки поставки (период)" Спецификации Товар необходимо поставить до 31.08.2023 (включительно).
Из содержания раздела "Страна происхождения всего перечисленного товара" Спецификации Товар поставляется из Китайская Народная Республика (Китай) CHN; Соединенные штаты Америки (Соединенные штаты) USA; Тайвань (Китай) TWN; Республика Индонезия (Индонезия) IDN; Итальянская Республика (Италия) ITA; Япония JPN; Республика Корея (Корея) KOR; Малайзия MYS; Республика Сингапур (Сингапур) SGP; Королевство Таиланд (Таиланд) ТНА; Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Соединенное королевство) GBR; Республика Филиппины (Филиппины) PHL; Ирландия, IRL.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено, что в случае нарушения ООО "С" условий Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ), при этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Из содержания пункта 9.8 Контракта следует, что Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной систем и действует до 31.12.2023, а в части финансовых взаиморасчетов - до полного их завершения.
Согласно Обращению в регламентированный Контрактом срок ООО "С" не поставлен Товар в полном объеме, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 29.03.2024 N 23/3/1-1678 (далее - Решение).
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, заказчик с использованием единой информационной системе в сфере закупок формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение размещено Заказчиком в ЕИС 11.04.2024.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду пункт 2 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системе направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в сфере закупок.
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, датой надлежащего уведомления ООО "С" о принятом Решении является 11.04.2024.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Заказчика сообщил, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления ООО "С" о принятом Решении нарушения условий Контракта не устранены. Таким образом, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 23.04.2024.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Заказчиком направлено Обращение в адрес ФАС России 24.04.2024.
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили сведения, согласно которым ООО "С" неоднократно допущены нарушения сроков поставки Товара, предусмотренных Спецификацией, в связи с чем Заказчиком в адрес ООО "С" направлены требования о необходимости поставки товара от 01.09.2023 N 23/3/1-4742, от 04.12.2023 N 23/3/1-7824, от 01.03.2024 N 23/3/1-1130, 23.02.2024 N 23/3/1-1067.
Кроме того, представители Заказчика сообщили, что ООО "С" уведомило Заказчика письмом от 05.02.2024 N 12 об отсутствии возможности поставки Товара в полном объеме до 29.02.2024. Таким образом ООО "С" не поставлен Товар в полном объеме до окончания срока поставки Товара, предусмотренного Контрактом, а также до окончания срока действия Контракта.
На заседании Комиссии представитель ООО "С" сообщил, что в связи с введением политических или экономических санкций и мер ограничительного характера иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, у ООО "С" возникли проблемы с поставкой Товара, о чем ООО "С" уведомило Заказчика письмами от 22.08.2023 N 98, 13.10.2023 N 125, от 24.10.2023 N 129, 31.10.2023 N 135, от 16.11.2023 N 142.
На заседании Комиссии установлено, что в разделе "Страна происхождения всего перечисленного товара" Спецификации указаны страны, которые не вводили политических или экономических санкций и мер ограничительного характера.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом ООО "С" не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что исполнение принятых по Контракту обязательств оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем представителем ООО "С" на заседание Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений условий Контракта в установленные сроки, а также о предпринятых мерах для надлежащего исполнения Контракта, в связи с чем информация об ООО "С" подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
решила:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "С" (<...>, ИНН: <...>; директор юридического лица - С., ИНН: <...>; учредитель юридического лица - Б.) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации ООО "С" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Ведущий заседание Комиссии
Л.Н. СКИРДА
Члены Комиссии
А.В. КУЛЫГИН
Г.М. ШОРКИН