Решение ФАС РФ от 08.05.2024 по делу N 24/44/104/РНП7

"О результатах внеплановой проверки действий территориального органа в части включения информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей): сведения об обществе не включены в реестр, поскольку обществу не представлялось возможным стать победителем аукциона и, как следствие, уклонившимся от заключения контракта ввиду того, что оператором электронной площадки неправомерно направлена заказчику заявка общества без обеспечения"
Редакция от 08.05.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2024 г. по делу N 24/44/104/РНП7

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ ДЕЙСТВИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА В ЧАСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЧАСТНИКЕ ЗАКУПКИ ИЛИ О ПОСТАВЩИКЕ (ПОДРЯДЧИКЕ, ИСПОЛНИТЕЛЕ) В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

В электронном документе текст соответствует официальному источнику.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

установила:

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчиком представлена в Управление в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе информация об ООО "А" для включения в Реестр в связи с уклонением от заключения государственного контракта.

Комиссией Управления 31.01.2024 принято решение по делу N РНП-78-218/24 (далее - Решение) о включении информации об ООО "А" в Реестр.

В ходе рассмотрения Обращения 02.05.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 08.05.2024.

На заседании Комиссии установлено следующее.

Заказчиком 23.11.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению автомобилей с водителями (номер извещения в ЕИС - 0372200022923000010) (далее - Аукцион).

Максимальное значение цены контракта составляет 12 201 600 руб.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.12.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов N 1) заявка ООО "А" отклонена и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, разблокированы ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки), что подтверждается уведомлением о прекращении блокирования денежных средств по счету ООО "А" от 05.12.2023.

При этом 07.12.2023 Управлением рассмотрена и признана обоснованной жалоба Т. на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Т. от участия в Аукционе, в связи с чем выдано предписание о необходимости повторного рассмотрения заявок участников Аукциона.

Согласно подпункту "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае получения оператором электронной площадки от банка информации, указанной в подпункте "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.

Подпунктом "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе возврат заявки подавшему ее участнику закупки.

Как следует из материалов дела, в ЕИС размещено извещение от 22.12.2023 N ОП1 об отмене Протокола подведения итогов N 1, при этом ООО "А" денежные средства в размере 122 016 руб. в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе повторно на специальный счет не внесены, в связи с чем заявка ООО "А" подлежала возврату Оператором электронной площадки.

Комиссией установлено, что ФАС России 09.02.2024 проведена внеплановая проверка действий Оператора электронной площадки, по итогам которой выявлено нарушение подпункта "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном направлении Заказчику "необеспеченной" заявки ООО "А" в целях дальнейшего участия в Аукционе.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.12.2023 N ИЭА2 (далее - Протокол подведения итогов N 2) по результатам проведения повторного рассмотрения и оценки заявок участников Аукциона ООО "А" заняло второе место, победителем признано ООО "М" (далее - Победитель).

На основании части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с Законом о контрактной системе присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом о контрактной системе, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе признан уклонившимся от заключения контракта.

Согласно сведениям ЕИС протоколом от 11.01.2024 N ППУ20_1 Победитель признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с чем Заказчиком направлен проект контракта ООО "А" для подписания.

В соответствии с пунктом 1 части 6, подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта, при этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).

В связи с тем, что ООО "А" проект контракта не подписан, обеспечение исполнения контракта не представлено, Заказчиком размещен протокол от 23.01.2024 N ППУ20_2 о признании ООО "А" уклонившимся от заключения контракта.

Кроме того, Комиссией установлено, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2024 по делу N А56-6655/2024 Протокол подведения итогов N 2 признан недействительным.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно подпункту "а" пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт и к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что информация об ООО "А" не подлежит включению в Реестр, поскольку в рассматриваемом случае ООО "А" не представлялось возможным стать победителем Аукциона и, как следствие, уклонившимся от заключения контракта, поскольку Оператором электронной площадки неправомерно направлена Заказчику заявка ООО "А" без обеспечения.

Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,

решила:

Информация об ООО "А" (190005, Санкт-Петербург, <...>, д. 6, лит. А, пом. 1Н, помещ. 97-112, ИНН: <...>, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Ш., ИНН: <...>) не подлежит включению в Реестр.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев с даты его принятия.