ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2024 г. N 223ФЗ-170/24
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "П" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России - <...>.,
членов Комиссии ФАС России:
<...>,
НО "Ф": <...> (доверенность от 01.02.2024 б/н),
ООО "П": <...> (доверенность от 01.03.2023 б/н),
представители ООО "Р" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "П" от 02.05.2024 б/н, направленную письмом Омского УФАС России от 03.05.2024 N ВК/2438/24, на действия (бездействие) заказчика НО "Ф" при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: 280-квартирный кирпичный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО. Идентификатор объекта: р-15627 (извещение N 32413422756), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "П" (далее - Заявитель) от 02.05.2024 б/н, направленная письмом Омского УФАС России от 03.05.2024 N ВК/2438/24, на действия (бездействие) заказчика НО "Ф" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: 280-квартирный кирпичный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО. Идентификатор объекта: р-15627 (извещение N 32413422756) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд НО "Ф", утвержденным решением Наблюдательного совета НО "Ф" Протокол N 3 от 16.04.2020 (с измен. от 20.07.2022 Протокол N 14 (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), Документацией о закупке (далее - Документация):
1. Извещение размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) - 25.03.2024;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 986 182 270,72 руб.;
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.04.2024;
4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки;
5. Дата рассмотрения первых частей заявок - 17.04.2024;
6. По результатам рассмотрения первых частей заявок допущены 3 заявки на участие в Конкурсе;
7. Дата рассмотрения вторых частей заявок - 22.04.2024;
8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок допущены 2 заявки на участие в Конкурсе;
9. Дата подведения итогов Конкурса - 26.04.2024;
10. По результатам подведения итогов победителем закупки признано ООО "С" с предложением о цене договора в размере 986 182 270,72 руб.;
11. Договор по итогам Конкурса заключен 07.05.2024 с участником ООО "С".
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что в ходе проведения закупки права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшего к рассмотрению в рамках оценки по критерию "Наличие у участника закупки опыта успешного выполнения участником СМР" (далее - Критерий) сведения о наличии у ООО "С" (далее - Победитель) соответствующего опыта.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу положений пункта 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Подпунктом 30.2 пункта 30 раздела 3 "Информационная карта" Документации установлен Критерий, с максимальным количеством баллов 40 и коэффициентом значимости 0,4 (40%).
Пунктом 2 Приложения N 1 к Документации установлен порядок оценки по Критерию, где оценка по Критерию производится по следующей формуле:
"1) Без учета значимости критерия:
ПКi = Пi / Пmax x 100,
где
Пi - стоимость выполненных и принятых работ, соответствующих предмету оценки, представленных i-м участником;
Пmax - максимальная стоимость выполненных и принятых работ, соответствующих предмету оценки, из представленных участникам
Для расчета используется суммарная стоимость всех представленных участником договоров, но не более величины начальной (максимальной) цены Договора, указанной в п. 8.1 Информационной карты
2) С учетом значимости критерия:
Требования критерия:
Оценивается суммарная стоимость работ сопоставимого характера и объема, исчисляемая в рублях, по успешно исполненным участниками закупки договорам/контрактам (каждый стоимостью не менее 30% от начальной (максимальной) цены договора) на выполнение работ по строительству/реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), и исполненных без нарушения сроков и иных условий договора/ контракта по вине участника за последние 5 (пять) лет до даты подачи заявки.
Указанный срок (5 лет до даты подачи заявки) исчисляется от даты полного исполнения контрактов/договоров.
В подтверждение опыта в составе заявки на участие участник предоставляет следующие документы
- копия контракта/договора;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта/договора и полное исполнение обязательств по данному контракту/договору (например, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14/КС-11 (в случае, если необходимость подписания такого акта предусмотрена условиями договора); иной акт, подтверждающий стоимость исполненного контракта/договора, или совокупность актов, подтверждающих общую стоимость выполненных по контракту/договору работ (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
- копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, позволяющие определить стороны контракта/договора, дату заключения контракта/договора, предмет контракта/ договора, стоимость работ, подписи и печати.
Датой исполнения контракта считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта/договора".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком неправомерно приняты к рассмотрению в рамках оценки по Критерию сведения о наличии опыта Победителя, что впоследствии привело к ненадлежащей оценке заявки Заявителя по Критерию.
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что в качестве подтверждения наличия опыта для целей оценки по Критерию Заявителем представлен договор от 23.01.2023 N РЕК-01/2023 на сумму 374 698 684,02 руб., Победителем представлены договоры от 31.01.2020 N 34-2020, от 14.12.2017 N 0-06-2017-137/р (с дополнительными соглашениями N 1 от 09.01.2019 N 0-06-2017-137/р, N 2 от 02.12.2019 N 0-06-2017-137/р) на общую сумму в размере 2 813 305 266,57 руб.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Победителем в подтверждение опыта в составе заявки к указанным договорам представлены все документы, требование о предоставлении которых установлено в порядке оценки по Критерию.
Таким образом, в соответствии с формулой, установленной Документацией, Победителю по Критерию присвоено 40 баллов, а Заявителю 15,20 баллов.
Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, принявшего сведения о наличии опыта Победителя для целей оценки по Критерию, не противоречат Закону о закупках, Положению о закупках и Документации.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
решила:
Признать жалобу ООО "П" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 02.05.2024 б/н, направленную письмом Омского УФАС России от 03.05.2024 N ВК/2438/24, на действия (бездействие) заказчика НО "Ф" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: 280-квартирный кирпичный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО. Идентификатор объекта: р-15627 (извещение N 32413422756) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.