Решение ФАС РФ от 29.05.2024 по делу N 28/06/105-1349/2024

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 29.05.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2024 г. по делу N 28/06/105-1349/2024

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "РА" (далее - Заявитель) на действия КУ УР "У" (далее - Заказчик), ГКУ УР "РБ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции участков автомобильной дороги Ижевск - Сарапул км 10+550 - км 62+641 в Удмуртской Республике (3 этап) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0813500000124006776) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1) в Извещении ненадлежащим образом установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 17 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), поскольку требования о наличии опыта выполнения работ по сносу автомобильной дороги отсутствуют, тогда как в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) предусмотрена возможность предоставления данного опыта;

2) в требованиях к содержанию составу заявки на участие в Конкурсе (далее - Требования) неправомерно установлено положение о том, что вторая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки;

3) в Извещении ненадлежащим образом установлено требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, а также к порядку предоставления документов в составе заявки на участие в Конкурсе.

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 06.05.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 815 161 253,98 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 80704092113204650414, 8070409212R153940414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.05.2024;

6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

7) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.05.2024;

8) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

9) победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки "2" с предложением о цене контракта в размере 1 787 934 000 руб.

1. Согласно доводу Заявителя в Извещении ненадлежащим образом установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 17 приложения к Постановлению N 2571, поскольку требования о наличии опыта выполнения работ по сносу автомобильной дороги отсутствуют, тогда как в Порядке оценки предусмотрена возможность предоставления данного опыта.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требовании, предъявляемому к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

Позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по реконструкции участков автомобильной дороги Ижевск - Сарапул км 10+550 - км 62+641 в Удмуртской Республике.

Таким образом, учитывая, что работы по контракту подлежат выполнению на автомобильной дороге, Заказчиком, Уполномоченным органом к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 о наличии у участника закупки опыта выполнения работ, которое подтверждается документами, установленными Постановлением N 2571.

Вместе с тем позиция 17 приложения к Постановлению N 2571 не устанавливает дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по сносу автомобильной дороги.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Постановления N 2571 и Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя в Требованиях неправомерно установлено положение о том, что вторая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Согласно подпункту "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 Требования в содержании второй части заявки на участие в Конкурсе требуется наличие документов, подтверждающие квалификацию участника закупки.

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что подпункт 5 пункта 2 Требований не содержит обязательного условия о предоставлении участником закупки документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, в связи с чем непредоставление таких документов не является основанием для отклонения заявки участника закупки, что соотносится с положениями пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3.1. Согласно доводу Заявителя в Извещении неправомерно не установлен перечень документов, подтверждающих наличие членства в саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Пунктом 4 Извещения установлено, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Подпунктом 2 пункта 2 Требований установлено, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не требуются в составе заявки на участие в Конкурсе.

Так, Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ, в соответствии с которыми положения об обязанности саморегулируемой организации представлять по запросам заинтересованных лиц выписку из реестра членов саморегулируемой организации утратили силу с 01.09.2022.

В соответствии с частью 3 статьи 55.17 ГрК РФ формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.

В силу части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие требования в предоставлении документа, подтверждающего членство участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3.2. Согласно доводу Заявителя в Извещении неправомерно не установлено требование наличии у участника закупки взноса в компенсационный фонд возмещения вреда саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Кроме того, частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Пунктом 4 Извещения установлено, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, при этом саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, который должен позволять осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по цене контракта, предложенной участником закупки.

Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении установлено требование о наличии у участника закупки взноса в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

Кроме того, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

Согласно пункту 8.3.3 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) подрядчик обязан согласовать с Заказчиком рецепты используемых материалов до начала производства работ.

На заседании Комиссии установлено, что требование Заказчика, Уполномоченного органа о согласовании подрядчиком рецептов используемых материалов является неправомерным, поскольку порядок согласования не регламентирован, что ставит подрядчика в зависимость от волеизъявления Заказчика.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших вышеуказанные требования в Проекте контракта, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "РА" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 29.05.2024 по делу N 28/06/105-1349/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.