ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 13 июня 2024 г. по делу N 28/06/105-1481/2024
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП П. (далее - Заявитель) на действия заказчиков (далее - Заказчики), "ДАА" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования на объектах медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173200001424000769) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия З., Уполномоченного органа при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями З., Уполномоченного органа ненадлежащим образом сформировавших описание объекта закупки, поскольку в рамках одной закупки приобретаются услуги по техническому обслуживанию лифтового оборудования на объектах 174 медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, что ограничивает количество потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
Представители З., Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчики, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия З., Уполномоченного органа 10.06.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 13.06.2024.
1) Извещение размещено в ЕИС - 21.05.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 201 863 818,66 руб.;
4) источник финансирования - закупка за счет собственных средств организаций;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.06.2024.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиками, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку в рамках одной закупки приобретаются услуги по техническому обслуживанию лифтового оборудования на объектах 174 медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, что ограничивает количество потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования на объектах медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
В соответствии с Извещением к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571, а именно наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Из довода жалобы Заявителя следует, что Заказчиками, Уполномоченным органом неправомерно объединены в одну закупку оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования на объектах медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, расположенных в разных административных округах города Москвы, а также на территории другого субъекта Российской Федерации - Московской области, что приводит к ограничению количества участников закупки, вызванное увеличением размера обеспечения заявки, обеспечения исполнения государственного контракта, минимальной суммой подтверждения соответствия дополнительному требованию по позиции 14 приложения к Постановлению N 2571.
Представители З., Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиками, Уполномоченным органом осуществляется совместная закупка, объектом которой является оказание одних и тех же услуг.
Комиссией установлено, что согласно Извещению начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 1 201 863 818,66 руб., в связи с чем, для соответствия требованиям позиции 14 приложения к Постановлению N 2571, участникам закупки необходимо представить сведения об одном исполненном контракте (договоре) по выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию зданий, сооружений на сумму не менее 240 372 763,73 руб.
Кроме того, приложением N 2 описания объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) установлено, что оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования осуществляется на территории 494 объектах медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, расположенных в различных административных округах города Москвы, а также на территории другого субъекта Российской Федерации - Московской области.
Также пунктом 2.14 Описания объекта закупки установлено, что исполнитель обеспечивает круглосуточное нахождение специалистов аварийно-спасательной службы на каждом объекте заказчика.
Комиссия, изучив Описание объекта закупки, приходит к выводу, что формирование Заказчиками, Уполномоченным органом совместной закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования на объектах медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, расположенных по адресам в различных административных округах города Москвы, а также на территории другого субъекта Российской Федерации - Московской области, приводит к увеличению объема оказываемых услуг, начальной (максимальной) цены государственного контракта, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены исполненного государственного контракта (договора), представляемого участниками Конкурса в соответствии с позицией 14 приложения к Постановлению N 2571. Кроме того, в соответствии с условиями Извещения, исполнитель обеспечивает круглосуточное нахождение специалистов аварийно-спасательной службы на объекте заказчика в один временной период параллельно, что накладывает на исполнителя по государственному контракту дополнительную кадровую и финансовую нагрузку.
Кроме того, Комиссией установлено, что ранее каждый из З. проводил отдельную закупку на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования на своих объектах.
Таким образом, совокупность требований, указанных в Описании объекта закупки, приводит к необоснованному ограничению количества участников Конкурса, о чем также свидетельствует, по состоянию на 13.06.2024, 10 поданных жалоб на ненадлежащее формирование описания объекта закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия З., Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 13.06.2024 по делу N 28/06/105-1475/2024 в действиях З., Уполномоченного органа при проведении Конкурса выявлены нарушения пунктов 1, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном формировании описания объекта закупки, в связи с чем выдано предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) со сроком исполнения - 02.07.2024.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу ИП П. обоснованной.
2. Признать в действиях З., Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 13.06.2024 по делу N 28/06/105-1476/2024, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 13.06.2024 по делу N 28/06/105-1476/2024 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.