ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2024 г. N 223ФЗ-208/24
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "МА" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>,
членов Комиссии ФАС России: <...>, <...>,
ГАУ "Г": <...> (доверенность от 23.04.2024 N 234/04), <...>, <...> (доверенность от 18.06.2024 N 260/06),
"Д": <...> (доверенность от 19.03.2024 N 77-13-1/24-23), <...> (доверенность от 09.01.2024 N 77-13-1/24-2),
представители ООО "Р" (далее - Оператор), ООО "МА" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "МА" б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 13.06.2024 N НП/23425/24, на действия (бездействие) заказчика ГАУ "Г" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку консоли медицинской для распределения медицинских газов, в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" (ПСЗ2024-30) (извещение N 32413600127, размещенное в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
В ФАС России поступила жалоба ООО "МА" (далее - Заявитель) б/д б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 13.06.2024 N НП/23425/24, на действия (бездействие) заказчика ГАУ "Г" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку консоли медицинской для распределения медицинских газов (далее - Товар), в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" (ПСЗ2024-30) (извещение N 32413600127) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания.
В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ "Г", утвержденным наблюдательным советом ГАУ "Г" от 21.05.2024 (протокол N 57) (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), документацией о проведении Аукциона (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение размещено в ЕИС - 15.05.2024;
2. Начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦД) - 846 906 865,02 руб. (40 724 180,46 руб. за единицу Товара);
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 27.06.2024;
4. На участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе - 28.06.2024;
6. По результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе, соответствующими условиям Документации признаны заявки двух участников Аукциона;
7. Дата подведения итогов - 28.06.2024;
8. По результатам подведения итогов победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером заявки "1" (далее - Победитель) с предложением о цене за единицу Товара в размере 30 746 756,24 руб.
Частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 19.06.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения представленных материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.07.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в техническом задании Документации (далее - Техническое задание) установлены требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, совокупности которых соответствует товар конкретного производителя;
2) Заказчиком ненадлежащим образом отображена информация в Документации в части расчета НМЦД;
3) Заказчиком в Техническом задании установлено избыточное требование к году производства поставляемого Товара.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 11 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Техническом задании установлены требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, совокупности которых соответствует товар конкретного производителя.
Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно Техническому заданию к закупаемым товарам, указанным в пунктах 3 - 6, 8 - 16 Технического задания, установлено требование о наличии в комплектации Товара смесителя кислородно-воздушной смеси с электронным цифровым табло (пункты 3.24, 4.26, 5.28, 6.28, 8.32, 9.32, 10.26, 11.26, 12.26, 13.26, 14.26, 15.28, 16.7.26 Технического задания).
Согласно Жалобе Заявителя совокупности технических и функциональных характеристик закупаемого товара, указанного в пунктах 3 - 6, 8 - 16 Технического задания "Консоль медицинская настенная для распределения медицинских газов", "Консоль медицинская, реанимационная потолочная мостовая для распределения медицинских газов" (далее - Изделия), соответствует оборудование конкретного производителя, а именно ООО "В", поскольку согласно регистрационным удостоверениям на медицинские изделия указанного производителя "Консоль медицинская потолочная Кадуцей (Caduseus)" от 24.12.2020 N РЗН 2020/13046, "Консоль медицинская настенная Кадуцей (Caduseus)" от 25.04.2019 N РЗН 2019/8244 в составе Изделий имеется смеситель кислородно-воздушной смеси с электронным цифровым табло, при этом в регистрационных удостоверениях Изделий иных производителей данный комплектующий элемент отсутствует.
Вместе с тем представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что описание предмета закупки осуществлено с учетом потребностей Заказчика, а также с учетом эксплуатационных особенностей использования закупаемого Товара.
Дополнительно представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили сведения о наличии Товара, соответствующего техническим и функциональным требованиям Технического задания, у нескольких производителей, а именно ООО "В" и ООО "МБ".
Также Комиссией ФАС России в ходе изучения инструкций производителей по эксплуатации Изделий установлено, что смеситель кислородно-воздушной смеси с электронным цифровым табло может являться дополнительной принадлежностью к Товару, что позволяет производителю приобрести отдельно указанный смеситель и смонтировать его с Товаром при поставке.
Комиссия ФАС России отмечает, что на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны закупочной комиссией Заказчика соответствующими требованиям Документации, что свидетельствует об отсутствии ограничений для участия в Аукционе производителей Товара.
Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках и Положения о закупке.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом отображена информация в Документации в части расчета начальной цены единицы товара.
Пунктом 5 части 9, пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении и документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Положениями пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должно содержаться обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
В силу пункта 7.1 Положения о закупке расчет и обоснование НМЦД осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦД, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2024 N 242-РП "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги" (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 7.3 Положения о закупке установлено, что обоснование НМЦД оформляется в виде протокола, в котором в том числе указываются реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах, если источником информации о ценах на товары (работы, услуги) являются полученные от поставщиков сведения о ценах, реквизиты договора в случае выбора Заказчиком в качестве источника информации о ценах товаров (работ, услуг) ранее заключенного Заказчиком договора, иные реквизиты источников информации, на основании которой установлена начальная (максимальная) цена.
В соответствии с пунктами 2, 3 обоснования определения начальной цены единицы товара приложения N 2 к протоколу начальной цены единицы товара от 13.06.2024 (далее - Протокол) Заказчиком в качестве метода определения начальной единицы товара выбран метод анализа рыночной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с Методическими рекомендациями путем запроса и получения коммерческих предложений потенциальных поставщиков, сбора сведений, содержащихся в реестре контрактов, заключенных по итогам осуществления закупок.
Приложение N 2 к Методическим рекомендациям содержит форму определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на поставку товаров без дополнительной комплектации и предоставления сопутствующих услуг, работ, начальной цены единицы товара (далее - Форма), где установлено следующее:
"В графе 15 указывается наименование поставщика, модель, цена на аналогичные (сопоставимые) товары, содержащиеся в ЕАИСТ и АИС "Портал поставщиков". При отсутствии в ЕАИСТ и АИС "Портал поставщиков" соответствующей информации указывается "информация отсутствует".
Согласно Жалобе Заявителя в Протоколе отсутствует информация, предусмотренная графой 15 Формы.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что отсутствие сведений о наименовании поставщиков, моделей, цен на аналогичные (сопоставимые) товары, содержащиеся в ЕАИСТ и АИС "Портал поставщиков", не повлияло на расчет НМЦД, поскольку данная информация является справочной и не учитывается при расчете НМЦД.
Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, разместившего расчет обоснования начальной цены единицы товара в составе Протокола с нарушением утвержденной Формы, нарушают положения части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем предписание об устранении выявленного нарушения в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на ход закупки и законные интересы и права участников закупки.
3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Техническом задании установлено избыточное требование к техническим характеристикам поставляемого товара, а именно Заказчиком установлен год производства требуемого к поставке Товара.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В пункте 1 раздела "Общие требования" Технического задания установлено требование к году производства поставляемого Товара: не ранее 2024 года.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что данное требование обусловлено отсутствием Товара на складах производителей, поскольку Товар изготавливается исключительно по заявкам заказчиков, в связи с чем невозможно поставить Товар, изготовленный ранее 2024 года, с установленной в Техническом задании спецификацией.
В подтверждение своей позиции представители Заказчика предоставили письмо производителя ООО "В" от 19.06.2024 б/н, в котором говорится о том, что Товар изготавливается в соответствии с заявками заказчиков, определяющих спецификацию Товара.
Также представителями Заказчика представлено письмо производителя ООО "МБ" от 19.06.2024 б/н, содержащее информацию о том, что Товар отсутствует на складе, поскольку является изделием индивидуального изготовления, срок производства которого составляет от 14 календарных дней.
Комиссией ФАС России в ходе изучения представленных материалов установлено, что требование к году производства Товара связано со спецификой его изготовления.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего в Техническом задании требование к году производства поставляемого Товара, не противоречат положениям Закона о закупках, Положения о закупке и Документации, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России
1. Признать жалобу ООО "МА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 13.06.2024 N НП/23425/24, на действия (бездействие) заказчика ГАУ "Г" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку консоли медицинской для распределения медицинских газов, в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" (ПСЗ2024-30) (извещение N 32413600127) обоснованной в части ненадлежащего размещения в Документации расчета начальной цены единицы товара.
2. Признать ГАУ "Г" нарушившим требования части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, не выдавать, поскольку выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение не повлияло на результат определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 03.07.2024 N 223ФЗ-208/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.