Решение ФАС РФ от 12.07.2024 N 223ФЗ-225/24

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 12.07.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2024 г. N 223ФЗ-225/24

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "М" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:<...>

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "М" от 01.07.2024 N 1979-20-исх на действия (бездействие) заказчика ПАО "В" при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по интерьерам помещений корабля (извещение N 240000612000181, размещенное на сайте www.astgoz.ru),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "М" (далее - Заявитель) от 01.07.2024 N 1979-20-исх на действия (бездействие) заказчика ПАО "В" (далее - Заказчик) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по интерьерам помещений корабля (извещение N 240000612000181, размещенное на сайте www.astgoz.ru) (далее - Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "В", утвержденным решением совета директоров ПАО "В" от 20.12.2018 (протокол N 26/2018) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ПАО "В" от 12.11.2021 (протокол N 23/2021)) (далее - Положение о закупке).

Согласно части 3 статьи 3.5 Закона о закупках информация о закрытой конкурентной закупке и документы, составляемые в ходе осуществления закрытой конкурентной закупки, направляются участникам закрытой конкурентной закупки в порядке, установленном положением о закупке, в сроки, установленные Законом о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений (далее - Извещение), документацией о закупке (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено на сайте Оператора - 20.05.2024.

2. Начальная (максимальная) цена договора - 883 373 446,61 руб.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 31.05.2024.

4. На участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки.

5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе предложений - 26.06.2024.

6. По результатам рассмотрения заявок участников закупки соответствующими требованиям Документации признаны все участники Запроса предложений.

7. Дата подведения итогов Запроса предложений - 27.06.2024.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 09.07.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 12.07.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Опыт участника" (далее - Критерий) при расчете баллов заявке Заявителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Исходя из системного, взаимосвязанного содержания положений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что действия Заказчика по установлению требований к содержанию и составу заявки, установленных критериев и порядка оценки могут быть признаны соответствующими требованиям Закона о закупках исключительно только в тех случаях, когда они основываются и направлены на достижение и практическую реализацию принципов указанных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 2.8.2 Документации установлено, что для подтверждения степени соответствия оценочным критериям, указанным в пункте 4.1.24 Документации, участник представляет в составе заявки документы, указанные в пункте 4.1.25 Документации. Непредставление в составе заявки документов, указанных в пункте 4.1.25 Документации, не влечет отклонение заявки на участие в процедуре.

Согласно пункту 3.7.12 Документации победителем Запроса предложений признается участник процедуры, заявка на участие которого содержит лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений которого в соответствии с критериями, определенными в Документации, присвоен первый номер.

В соответствии с пунктом 4.1.25 Документации для подтверждения наличия опыта выполнения работ с целью расчета баллов по Критерию участник закупки в составе заявки должен представить: договоры, дополнительные соглашения к договорам, приложения, определяющие состав, объем и стоимость работ; акты выполненных работ или иные документы о приемке (предусмотренные договором), в которых указана стоимость выполненных работ.

Пунктом 5.2.2.1 Документации установлено, что под опытом участника закупки понимается опыт выполнения работ, связанный с предметом закупки.

Для оценки заявок участников закупки принимается сумма цен выполняемых работ за период с 01.01.2021 до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, выраженная в рублях. Под опытом выполнения работ, связанных с предметом закупки, понимается выполнение комплексных достроечных (обстроечных) работ на заказах судостроения.

При этом к оценке принимаются договоры с ценой на общую сумму не менее 265 млн. руб. (с НДС 20%).

Вместе с тем согласно вышеуказанным положениям Документации сведения о наличии опыта представляются в "Справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров" (форма 7 Документации) (далее - Справка), к которой прикладываются документы, подтверждающие опыт участника закупки: договоры, дополнительные соглашения к договорам, приложения, определяющие состав, объем и стоимость работ; акты выполненных работ или иные документы о приемке (предусмотренные договором), в которых указана стоимость выполненных работ.

При этом в случае если в составе заявки участника закупки отсутствует Справка и/или отсутствуют подтверждающие документы, имеются разночтения между Справкой и подтверждающими документами, то заявке такого участника по Критерию будет присвоено ноль баллов. В случае если имеются разночтения между информацией, содержащейся в Справке, и информацией, содержащейся в предоставленных подтверждающих документах, то такие документы не будут приняты к оценке.

Пунктом 5.2.2.1 Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, в соответствии с которым количество баллов, присуждаемых по Критерию определяется по формуле:

где

- количество баллов по Критерию, присваиваемое заявке, которая оценивается, в баллах;

- общая сумма цен выполняемых работ участником, заявка которого оценивается, в рублях;

- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участником закупки, в рублях.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 26.06.2024 N 6/1-ЗЗП-ПДО-ГОЗ-2024 Заказчиком при расчете баллов заявке Заявителя по Критерию присвоено 0 баллов.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что в целях присвоения баллов по Критерию Заявителем в составе заявки, поданной на участие в Запросе предложений, представлены договоры на общую сумму 2 601 051 485,01 руб., в том числе договор от 16.12.2016 N 1217187207052020105002529/16-05-13/881/409-1277 (далее - Договор), цена которого равна 396 667 339,83 руб., которые не приняты Заказчиком к учету при оценке заявки Заявителя по Критерию.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что Заявителем в составе заявки, поданной на участие в Запросе предложений, представлено дополнительное соглашение N 4, являющееся неотъемлемой частью Договора, которое оформлено ненадлежащим образом, поскольку не подписано со стороны Заявителя, в связи с чем Договор не принят Заказчиком к учету при расчете баллов заявке Заявителя по Критерию.

Дополнительно представители Заказчика пояснили, что иные договоры, представленные Заявителем с целью присвоения баллов по Критерию, не приняты Заказчиком к оценке заявки Заявителя по Критерию, поскольку цена каждого договора составляет менее 265 000 000 руб., что, по мнению Заказчика, не соответствует требованиям, установленным пунктом 5.2.2.1 Документации.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что согласно порядку оценки заявок участников закупки по Критерию к оценке принимаются договоры с ценой на общую сумму не менее 265 000 000 руб., вместе с тем Заявителем в составе заявки представлены договоры на общую сумму 2 601 051 485,01 руб., в связи с чем расчет баллов заявке Заявителя по Критерию без учета договоров с ценой менее 265 000 000 руб. нарушает порядок оценки по Критерию, установленный Документацией.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя по Критерию, противоречат положениям части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают положения части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 01.07.2024 N 1979-20-исх на действия (бездействие) заказчика ПАО "В" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по интерьерам помещений корабля (извещение N 240000612000181, размещенное на сайте www.astgoz.ru) обоснованной.

2. Признать ПАО "В" нарушившим требования части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ПАО "В", ООО "А" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 12.07.2024 по делу N 223ФЗ-225/24.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 12.07.2024 N 223ФЗ-225/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.