ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2024 г. по делу N П-162/24
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "П" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Представительством "М" в городе Калининграде (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по лицензионному и сервисному обслуживанию программного продукта "Парус Бюджет 7" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0135100005024000007) (далее - Аукцион, Извещение),
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, взыскавшего плату за победу в Аукционе превышающую размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" (ред. от 18.02.2023) (далее - Постановление N 564).
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положением Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при проведении Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 29.05.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 66 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 06.06.2024;
6) на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана только 1 заявка;
7) между Заказчиком и Заявителем заключен государственный контракт от 17.06.2024 N 6/2024 на сумму 66 000 руб. (далее - Контракт).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, взыскавшего плату за участие в Аукционе в размере, превышающем установленный Постановлением N 564.
Согласно части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
Пунктом 1 Постановления N 564 установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 564 в случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предельный размер платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 000 рублей.
Комиссией установлено, что Аукцион проводился среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно обращению Заявителя Оператором электронной площадки по результатам проведения Аукциона в адрес Заявителя, как победителю закупки, направлено уведомление о взыскании платы в размере 792 руб., в дальнейшем взысканные со счета Заявителя.
Комиссией установлено, что согласно Извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 66 000 руб., в связи с чем в соответствии с Постановлением N 564 размер платы не может превышать 660 руб.
Вместе с тем Оператором электронной площадки по факту заключения Контракта взыскана плата в размере, превышающем установленный размер платы за заключение контракта, а именно 792 руб.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что денежные средства со счета Заявителя в размере 792 руб., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 132 руб., перечислены Оператору электронной площадки, а также пояснил, что Постановление N 564 не содержит указания о включении НДС в размер платы за участие по закупкам, проводимым в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем согласно положениям Постановления N 564 и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе с участника, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, взимается плата, однако следует учитывать, что при включении в размер устанавливаемой платы суммы налога на добавленную стоимость общий размер взимаемой платы не должен превышать один процент начальной (максимальной) цены контракта и 2 000 рублей.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки по факту заключения Контракта по итогам проведения Аукциона неправомерно взыскана плата с Заявителя в размере превышающем предельный размер платы за заключение контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, на размера налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.