Решение ФАС РФ от 12.07.2024 по делу N 24/44/99/П9

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: действия комиссии по осуществлению закупок нарушают п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 12.07.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2024 г. по делу N 24/44/99/П9

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок "А" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении МБУ "М" муниципального образования г. Новороссийск (далее - Заказчик), "А" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки АО "Т" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Капитальный ремонт здания МБУ "М" МО г. Новороссийск, расположенного по адресу: <...>" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0118300013324000513) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В ФАС России поступила информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Конкурса.

Согласно полученной информации Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принят к оценке договор от 15.01.2022 N 02-35-67/187 (далее - Договор), представленный ООО "АА" по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки), заключенный с ООО "АБ" на сумму 204 369 187,44 руб.

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1. Извещение размещено в ЕИС - 18.04.2024;

2. начальная (максимальная) цена контракта - 4 024 110,18 руб.;

3. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

4. дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 06.05.2024;

5. на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

6. по результатам проведения Конкурса между Заказчиком и ООО "АА" заключен контракт от 24.05.2024 N 0118300013324000513 на сумму 4 024 110,18 руб. (далее - Контракт).

В ходе проведения внеплановой проверки 11.07.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.07.2024.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

Пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Согласно пункту 1.1.1 Порядка оценки в рамках Детализирующего показателя к оценке принимаются исключительно исполненные контракты/договоры на выполнение работ по благоустройству территории.

При этом документами, подтверждающими наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта являются:

1. исполненный договор (договоры);

2. копия акта (актов) или иных предусмотренных контрактом/договором документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта/договора в полном объеме.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 08.05.2024 N ПРОII1 заявке ООО "АА" по результатам рассмотрения представленных документов присвоено максимальное количество баллов по Детализирующему показателю Критерия.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N 1576) при проведении внеплановых проверок должностные лица контрольного органа, уполномоченные на осуществление контроля, имеют право, в том числе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки.

ФАС России направлен запрос информации от 28.06.2024 N ПИ/56713/24 в адрес ФНС России о наличии договорных отношений между ООО "АА" и ООО "АБ".

По результатам рассмотрения вышеуказанного запроса в адрес ФАС России поступило письмо от 03.06.2024 N 31-1-04/0046ДСП@ (дсп), согласно которому договорные отношения между ООО "АА" и ООО "АБ" отсутствуют.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что представленные ООО "АА" документы в целях присвоения баллов по Детализирующему показателю Критерия являются подложными и носят мнимый характер.

Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей к оценке Договора в целях присвоения баллов по Детализирующему показателю Критерия, неправомерны.

Кроме того, ООО "АА" явку представителей на заседание Комиссии не обеспечило, а также не представило документов и сведений, свидетельствующих об исполнении вышеуказанного договора, представленного в составе заявки ООО "АА" в качестве подтверждения опыта выполнения работ в соответствии с Порядком оценки.

С учетом изложенного, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают пункт 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1576, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен Контракт.

3. Передать материалы от 12.07.2024 по делу N 24/44/99/П9 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

4. Передать материалы от 12.07.2024 по делу N 24/44/99/П9 в правоохранительные органы для проведения процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.