ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2024 г. N 223ФЗ-231/24
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "У" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
членов Комиссии ФАС России:
<...>, <...>,
МУП "В": <...>, <...>,
АО "Т": <...>,
ООО "У": <...>,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "У" б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Т" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети от ул. Щербакова 145А до ул. Щербакова 219А (извещение N 32413639213), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "У" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Т" (далее - Оператор) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети от ул. Щербакова 145А до ул. Щербакова 219А (извещение N 32413639213) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Закупочной документацией (далее - Документация) установлено, что заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.tektorg.ru.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": https://www.tektorg.ru, регулируются Регламентом работы на электронной площадке АО "Т" в секции "223-ФЗ и коммерческие закупки", утвержденным приказом Генерального директора АО "Т" в редакции от 28.03.2024 N 27 (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Согласно извещению об осуществлении закупки (далее - Извещение), Документации, протоколам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.05.2024;
2. Начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦД) - 59 504 269,96 руб.;
3. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 17.06.2024 в 14:00 (МСК+2);
4. На участие в Аукционе подано 2 заявки;
5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе - 18.06.2024;
6. По результатам рассмотрения заявок допущено к участию в Аукционе 2 заявки;
7. Дата и время проведении Аукциона - 21.06.2024 в 14:00 (МСК+2);
8. Дата и время окончания Аукциона - 21.06.2024 в 14:10 (МСК+2);
9. Количество поданных ценовых предложений на участие в Аукционе - 1 ценовое предложение.
10. Дата подведения итогов - 25.06.2024.
11. По результатам подведения итогов победителем признано ООО "С" с предложением о цене договора в размере 59 206 748,61 руб.
В ходе заседания 12.07.2024 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 17.07.2024.
Согласно доводу Жалобы Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не отражено ценовое предложение Заявителя при проведении Аукциона ввиду чего ценовое предложение Заявителя не было передано МУП "В" (далее - Заказчик) на рассмотрение.
Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Документации и Регламента.
Рассмотрев представленные Заявителем материалы и выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6.1.1.2 Регламента установлено, что аукцион является формой торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (шаг аукциона).
Согласно пункту 4.2.2.6 Руководства пользователя организатора при работе на электронной торговой площадке АО "Т" в секции "223-ФЗ и коммерческие закупки" (далее - Руководство) в личном кабинете организатора закупки доступны настройки особенностей организации проведения закупочной процедуры. Для их активации нужно установить чек-бокс, который в том числе отображает следующую настройку:
- отображать заявки без ценового предложения на торгах как отклоненные системой.
Согласно доводу Жалобы Оператором не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств, используемых при проведении Аукциона, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность принять дальнейшее участие в Аукционе ввиду неотражения ценового предложения Заявителя.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в соответствии с информацией, представленной на сайте Оператора, дата и время окончания Аукциона - 21.06.2024 в 14:10 (МСК+2).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что Заявитель во время проведения Аукциона не входил в аукционный зал ввиду того, что его ценовое предложение было равным НМЦД. Вместе с тем Заявитель представил материалы, согласно которым при подаче заявки на участие в Аукционе на сайте Оператора отображалась форма "согласия на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг", в которой было указано следующее: "я проинформирован и согласен с тем, что в соответствии с положением о закупке Заказчика в случае, если мы (я) не приняли участие в торговой сессии данного Аукциона, Заказчиком будет рассматриваться сумма НМЦ закупки в качестве нашей (моей) ценовой заявки (коммерческой части предложения)".
Вместе с тем представитель Заявителя сообщил, что в опубликованном протоколе подачи ценовых предложений Аукциона от 21.06.2024 N ЗП4052075 и в итоговом протоколе от 25.06.2024 N 133-А(ЭЛ)(МСП)/2 ценовое предложение Заявителя, равное НМЦД, не принято и не отражено.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил сведения, согласно которым в соответствии с пунктом 4.2.2.6 Руководства Заказчиком была установлена настройка "отображать заявки без ценового предложения на торгах как отклоненные системой".
Таким образом, согласно представленным представителем Оператора сведениям, только при неактивной настройке "отображать заявки без ценового предложения на торгах как отклоненные системой" в личном кабинете Заказчика ценовым предложением заявок участников, которые не подали ценовые предложения в ходе торговой сессии, считается НМЦД, ввиду чего заявка Заявителя была отклонена системой Оператора из-за неподачи ценового предложения.
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в положении о закупке Заказчика отсутствует информация о рассмотрении суммы НМЦД закупки в качестве ценовой заявки (коммерческой части предложения) участника закупки в случае, если участником Аукциона не принято участие в торговой сессии Аукциона.
Таким образом, информация, представленная на сайте Оператора, противоречит положению о закупке Заказчика, Документации и вводит в заблуждение участников закупки.
Изучив представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора и Заказчика, Комиссия ФАС России установила, что Оператором не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств, используемых при проведении Аукциона, в связи с чем Заявитель был введен в заблуждение и не смог должным образом принять участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Оператора нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
Вместе с тем с учетом того, что представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что не планировал снижение ценового предложения, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что выявленное в действиях Оператора нарушение не повлияло на ход проведения закупки.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "У" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Т" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети по ул. Щербакова от ул. Щербакова 145А до ул. Щербакова 219А (извещение N 32413639213) обоснованной.
2. Признать в действиях АО "Т" нарушение части 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, не выдавать, поскольку выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение не повлияло на результат определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.