Решение ФАС РФ от 17.07.2024 по делу N 24/44/99/130

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: размещение информации и документов о договоре в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, является нарушением ч. 13 ст. 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 17.07.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2024 г. по делу N 24/44/99/130

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии - начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Добрыниной А.В.,

членов Комиссии:

начальника отдела рассмотрения жалоб N 3 Управления контроля размещения государственного заказа Вышегурова И.Х.,

ведущего консультанта правового отдела N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Молчановой М.А.,

при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ФКУ Упрдор "Н" М.В., АО "Э" З., представители ООО "Г" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.

в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) при принятии решения о размещении информации и документов ООО "Г" (ИНН: <...>) (далее - ООО "Г") о наличии опыта выполнения работ, предусмотренного позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, в реестре участников закупок, аккредитованных на сайте Оператора электронной площадки.

установила:

В связи с обнаружением ФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при принятии решения о размещении информации и документов ООО "Г" в реестре участников закупок, аккредитованных на сайте Оператора электронной площадки Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки 15.07.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.07.2024.

Согласно части 12 статьи 24 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:

1) о размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;

2) об отказе в размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;

б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.

При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

Пунктом 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия), определено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571.

При этом:

а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;

б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:

- номера позиции приложения к дополнительным требованиям;

- цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;

в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.

Также согласно пункту 4 Правил взаимодействия Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия:

а) на предмет наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия;

б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 Правил взаимодействия) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;

в) не превышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);

г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев пятого, седьмого и десятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.

Согласно позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 при проведении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

При этом документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, являются:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

На заседании Комиссии установлено, что ООО "Г" аккредитовано Оператором электронной площадки по пункту 3 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.

Представителем Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представлены сведения, согласно которым 06.05.2024 Оператором электронной площадки принято решение о размещении информации и документов ООО "Г" подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.

На заседании Комиссии установлено, что ООО "Г" в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, представлены, в том числе, следующие документы:

- договор от 13.10.2023 N 1101, заключенный между ООО "Г" и ООО "И" (ИНН <...>) (далее - ООО "И") на выполнение работ по реконструкции подъездной автодороги к базе минеральных удобрений по адресу: Ленинградская обл., Сланцевский район, Кингисеппское шоссе (далее - Договор, Объект).

- акт приемки законченного строительством объекта от 15.03.2024 N 1 на сумму 1 508 102 092 руб.;

- пояснение, согласно которому на данный объект капитального строительства разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Комиссия, изучив решение УФАС России по Калининградской области от 14.06.2024 N 039/06/34-501/2024, установила, что комиссия УФАС России по Калининградской области в целях подтверждения достоверности Договора направила запрос от 07.06.2024 N НИ 2826/24 в Администрацию муниципального образования Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) о предоставлении следующей информации:

- выдавалось ли Администрацией разрешение на проведение земляных работ ООО "И", ООО "Г" по Объекту в период с 13.10.2023 по 15.03.2024;

- выдавалось ли Администрацией разрешение на строительство/ввод в эксплуатацию по Объекту в период с 13.10.2023 по 15.03.2024;

- проводилась в период с 13.10.2023 по 15.03.2024 по адресу: Ленинградская обл., Сланцевский район, Кингисеппское шоссе реконструкция подъездной автодороги к базе минеральных удобрений.

На основании указанного запроса УФАС России по Калининградской области получено письмо от 13.06.2024 N исх-01-22-4906/2024, согласно которому Администрация в период с 13.10.2023 по 15.03.2024 ООО "И", ООО "Г" разрешения (ордера) на осуществление земляных работ на территории муниципального образования Сланцевского городского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области не выдавались, разрешение на строительство/ввод в эксплуатацию для реконструкции подъездной автодороги к базе минеральных удобрений по адресу: Ленинградская обл., Сланцевский район, Кингисеппское шоссе в период с 13.10.2023 по 15.03.2024 не выдавались, информация о выполнении работ по Объекту в период с 13.10.2023 по 15.03.2024 отсутствует.

Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок ФАС России направлен запрос от 12.07.2024 N ЦА/61618/24 в ФНС России о наличии сведений о договорных правоотношениях и взаиморасчетах между ООО "Г" и ООО "И".

По результатам рассмотрения запроса в адрес ФАС России поступила информация об отсутствии сведений о договорных отношениях и взаиморасчетах по Договору между указанными субъектами.

Вместе с тем ООО "Г" явку представителей на заседание Комиссии не обеспечило и не представило доказательств, подтверждающих достоверность информации и документов, представленных для аккредитации по пункту 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 на электронной площадке.

При этом Комиссия отмечает, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил взаимодействия и абзацем седьмым подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 Оператор электронной площадки обеспечивает проверку перечня представленных документов при размещении документов в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке и не осуществляет оценку документов на предмет соответствия требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и достоверности.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что размещении информации и документов о Договоре в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, является нарушением части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия

решила:

1. Признать нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Ведущий заседание Комиссии
А.В. ДОБРЫНИНА

Члены Комиссии
И.Х. ВЫШЕГУРОВ
М.А. МОЛЧАНОВА