Решение ФАС РФ от 17.07.2024 по делу N 28/06/105-1772/2024

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 17.07.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2024 г. по делу N 28/06/105-1772/2024

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ИП Ф. (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик), ФБУЗ "Ц" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку медицинского изделия (Бокс микробиологической безопасности класса II), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для объекта "Реконструкция лабораторного корпуса ФБУЗ "Ц" предусмотрено сметой на строительство (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0335100006224000005) (далее - Запрос котировок, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлении закупок, Оператором электронной площадки Запроса котировок.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, а именно:

1) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены в описании объекта закупки (приложение к Извещению) (далее - Описание объекта закупки) характеристики объекта закупки, соответствующие продукции единственного производителя ЗАО "Л", что приводит к необоснованному ограничению числа возможных участников Запроса котировок;

2) Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме.

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса котировок Заказчик, Уполномоченный орган, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Запроса котировок:

1) Извещение размещено в ЕИС - 02.07.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 290 414 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 14109070120194009414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок - 10.07.2024;

6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Запрос котировок признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Запросе котировок подана только одна заявка на участие в Запросе котировок.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены в Описании объекта закупки характеристики объекта закупки, соответствующие продукции единственного производителя ЗАО "Л", что приводит к необоснованному ограничению числа возможных участников Запроса котировок.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождение такого указания словами "или эквивалент".

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, КТРУ), заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Комиссией установлено, что позициями КТРУ 32.50.50.190-00002868, 32.50.50.190-00002869 установлены обязательные к применению с 14.07.2022 характеристики для товара "Бокс биологической безопасности класса II".

На заседании Комиссии установлено, что описание объекта закупки сформировано Заказчиком, Уполномоченным органом в соответствии с позициями КТРУ 32.50.50.190-00002868, 32.50.50.190-00002869, а также с использованием дополнительных характеристик товара, а именно:

- лицевое стекло - распашное, материал стекла "триплекс", механизм открывания, закрывания и удерживания стекла в открытом положении снабжен газовыми амортизаторами;

- демпфер для предотвращения удара при закрытии лицевого стекла;

- выдвижной блок УФО рабочей камеры (в нерабочем положении находится за пределами рабочей камеры, под ее основанием). На время обработки рабочей камеры выдвигается в "положение полностью закрыто", что гарантирует максимально надежную защиту персонала. Не допускается стационарный УФО рабочей камеры;

- демпферы для предотвращения удара при опускании подъемной заслонки рабочего проема.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что совокупности вышеуказанных дополнительных характеристик товара, установленных Заказчиком, Уполномоченным органом, соответствует продукция единственного производителя ЗАО "Л".

Комиссией установлено, что согласно коммерческим предложениям потенциальных поставщиков от 27.04.2024 NN 2758/24, 2765, 2753 в качестве производителя товара указан один производитель товара - ЗАО "Л".

При этом представители Уполномоченного органа на заседание Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих о наличии на товарном рынке товаров как минимум двух производителей, изготавливающих товар, характеристики которых соответствуют требованиям, содержащимся в Описании объекта закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме Запроса котировок.

В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 1 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе проводить в соответствии с Законом о контрактной системе электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий.

Согласно Извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 290 414 руб.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП Ф. обоснованной в части пункта 1 настоящего решения.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 17.07.2024 по делу N 28/06/105-1772/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.