Решение ФАС РФ от 18.07.2024 по делу N П-160/24

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: действия заказчика при проведении конкурса не противоречащими требованиям федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 18.07.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2024 г. по делу N П-160/24

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Н. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях МКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта выполнение строительных работ по объекту "Общеобразовательная организация на 1100 мест по ул. Левобережная г. Ростов-на-Дону (Литер 17)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0358300345323000054) (далее соответственно - Конкурс, Извещение),

установила:

В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, в действиях Заказчика имеются признаки нарушения Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном включении в проектную документацию условия, предусматривающего передачу строительных отходов I - V класса опасности конкретной организации ООО "Э" по завышенному тарифу (500 рублей за тонну), что служит ограничением со стороны Заказчика в части выбора ООО "Р" субподрядчиков в рамках выполнения работ в соответствии с предметом контракта.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки 10.07.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 18.07.2024.

В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) Извещение размещено в ЕИС - 21.11.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 141 717 257,97 руб.;

4) источник финансирования - бюджет города Ростова-на-Дону, КБК - 911070202202S3050414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 08.12.2023;

6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке;

7) Заказчиком с ООО "Р" (далее - Победитель) заключен муниципальный контракт от 22.12.2023 N 54 (реестровый номер в ЕИС - 3616426848823000059), цена которого составила 2 141 717 257,97 руб. (далее - Контракт).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На заседании Комиссии установлено, что в приложении 11 раздела 8 проектной документации "перечень мероприятий по охране окружающей среды" (далее - Проектная документация) по объекту закупки закреплено письмо Заказчика от 28.11.2022 N 59.46-5405 (стр. 412) (далее - Письмо), согласно которому Заказчик просит генерального директора ООО "П" К. предусмотреть передачу отходов I - V класса опасности, образующихся на период строительства, лицензированной организации ООО "Э" (лицензия N Л 020-00113-61/00496729 от 28.10.2022) с тарифом на утилизацию отходов строительства 500,0 рублей за тонну, дальность возки до 35 км.

Комиссия отмечает, что Письмо явилось основанием для формирования расчета стоимости работ по утилизации строительных отходов I - V класса опасности для его последующего закрепления в смете Контракта.

С учетом вышеизложенного, целесообразность включения Заказчиком Письма, предусматривающее тарифы на утилизацию строительных отходов, обусловлена необходимостью составления сметы Контракта.

Комиссией установлено, что согласно описанию объекта закупки Проектная документация является неотъемлемой частью Извещения.

Так, Комиссия обращает внимание, что положения части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе формируют правоустанавливающую взаимосвязь между юридическим фактом заключения Контракта и условиями, содержащимися, в частности, в извещении об осуществлении закупки, следовательно, определяют строгий и постоянный характер такой правовой связи, в том числе при исполнении Контракта.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду пункт 2 статьи 307 Гражданского кодекса РФ.

В силу абзаца один статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе.

Учитывая изложенное, содержание программы обязательств в рамках выполнения работ по утилизации строительных отходов I - V класса опасности определяется положениями Контракта.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что согласно пункту 5.28 Контракта подрядчик обязан предоставлять Заказчику документы, подтверждающие вывоз и размещение для дальнейшей утилизации строительного мусора и грунта в пределах средств, предусмотренных на эти цели в проектной документации, на основании заверенной копии договора на утилизацию строительного мусора с полигоном (организацией), осуществляющим деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов соответствующего класса опасности, акта выполненных работ с данной организацией (с указанием объема и стоимости оказанных услуг), платежного поручения, подтверждающего понесенные подрядчиком расходы.

Таким образом, Контрактом не предусмотрена безусловная обязанность для подрядчика по передаче строительных отходов I - V класса опасности исключительно конкретной организации ООО "Э", а соответственно, не ограничивается право Победителя в части выбора субподрядчиков в рамках выполнения работ в соответствии с предметом Контракта.

Кроме того, Комиссия отмечает, что сметный расчет стоимости строительства объекта закупки соответствует требованиям методики определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации", разработанной в соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

Комиссия обращает внимание, что для исчерпывающего определения последовательности действий Заказчика в рамках соблюдения требований Закона о контрактной системе представитель Победителя принял участие в заседании Комиссии.

Представитель Победителя на заседании Комиссии пояснил, что Письмо, содержащееся в Проектной документации, во взаимосвязи с положениями Контракта не ограничивали Победителя в возможности заключения договора с иным полигоном (организацией), имеющим соответствующую лицензию.

Между тем Комиссия ФАС России отмечает, что Проектная документация 10.01.2023 получила положительное заключение государственной экспертизы.

При этом на заседании Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, включившего в Проектную документацию Письмо, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия

решила:

Признать действия Заказчика при проведении Конкурса не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.