Решение ФАС РФ от 22.07.2024 по делу N 28/06/105-1794/2024

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 8, 15 ч. 1 ст. 42, п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 22.07.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2024 г. по делу N 28/06/105-1794/2024

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия "М" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию серверной инфраструктуры в импортозамещенном исполнении для нужд "М" в 2024 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0122100013524000007) (далее - Аукцион, Извещение, Работы, Товар), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно доводу Заявителя Заказчиком описание объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) не сформировано в структурированном виде с использованием ЕИС в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145).

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 19.07.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.07.2024.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 05.07.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 190 091 000 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 35004013440190019242;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.07.2024;

6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком Описание объекта закупки не сформировано в структурированном виде с использованием ЕИС в соответствии с положениями Постановления N 145.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению N 145 установлено, что позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) формируются в соответствии с пунктом 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных Постановлением N 145.

Пунктом 4 Правил установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145.

Согласно пункту 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.

Таким образом, при формировании описания объекта закупки в части информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно осуществляться в структурированном виде с использованием ЕИС.

Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по созданию серверной инфраструктуры в импортозамещенном исполнении для нужд "М" в 2024 году (далее - Работы).

Так, в техническом задании Извещения (далее - Техническое задание) установлены функциональные, технические и качественные характеристики в отношении поставляемого, монтируемого в ходе выполнения Работ оборудования, в том числе в соответствии с позициями КТРУ.

Вместе с тем Комиссия, изучив Описание объекта закупки, установила, что Заказчиком описание объекта закупки сформировано без использования ЕИС, что не соответствует положениям пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что Заказчиком при формировании Извещения выбран код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) 26.20.14.100 "Серверы".

Вместе с тем Заказчиком при формировании Извещения не установлен код ОКПД 2 на выполнение Работ, а также позиции КТРУ поставляемого оборудования, характеристики которого должны быть установлены в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Согласно пункту 6.10 Технического задания к позиции Товара платформе виртуализации (далее - Платформа виртуализации) установлена, в том числе, возможность интеграции с системой для централизованного управления безопасностью, событиями и информацией (SIEM), включая: Ankey SIEM, Max Patrol SIEM и Kaspersky Unified Monitoring and Analysis Platform (KUMA).

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что исполнителем поставляется Платформа виртуализации, которая предусматривает возможность интеграции с системой для централизованного управления безопасностью, событиями и информацией (SIEM) с любой, хотя бы одной, из вышеуказанных в пункте 6.10 Технического задания систем (Ankey SIEM, Max Patrol SIEM и Kaspersky Unified Monitoring and Analysis Platform (KUMA).

Кроме того, пунктом 6.10 Технического задания установлено, что к Платформе виртуализации устанавливаются следующие характеристики:

- обеспечивать работу не менее 250 хостов виртуализации в рамках одного кластера;

- обеспечивать управление не менее чем 400 хостами виртуализации из единого интерфейса.

Вместе с тем представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов или сведений, подтверждающих необходимость Заказчика в установлении указанных характеристик.

Кроме того, заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 6.10 Технического задания к Платформе виртуализации, в том числе установлены следующие характеристики в части предоставления сетей хранения данных и графических ускорителей:

- иметь поддержку технологии NVIDIA vGPU;

- возможность включения технологии NVIDIA Unified Memory для виртуальных GPU;

- иметь поддержку доступа к данным посредством протоколов FC (перечень не является исчерпывающим).

Вместе с тем в пункте 4 Технического задания, устанавливающего порядок выполнения работ, не установлены виды работ, для выполнения которых необходимо установление указанных характеристик к платформе виртуализации.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные характеристики установлены Заказчиком, в целях реализации требований подпункта 56 пунктов 6.3, 6.4, 6.5 Технического задания, устанавливающих характеристики к позиции Товара сервер.

Комиссией установлено, что подпункт 56 пунктов 6.3, 6.4, 6.5 Технического задания устанавливает необходимость волоконно-оптического типа среды передачи для сетевого порта.

Таким образом, Комиссией установлено, что Техническое задание вводит участников закупки в заблуждение, так как не позволяет однозначным образом определить каким характеристикам должна соответствовать Платформа виртуализации, что приводит к ограничению участия в закупке потенциальных участников рынка российского программного обеспечения, что подтверждается, в том числе единственной поданной заявкой на участие в Аукционе.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего ненадлежащее Описании объекта закупки, которое вводит участников закупки в заблуждение, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.

Комиссией установлено, что объектом закупки является, в том числе, поставка Товара.

Вместе с тем пунктом 1.2 требований к содержанию составу заявки на участие в Аукционе и инструкции по ее заполнению Извещения (далее - Требования к содержанию состава заявки) установлено, что при подаче заявки на участие в Аукционе не предусмотрено предоставление характеристик предлагаемого товара (с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе), соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Требования к содержанию состава заявки, нарушают пункт 3 часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1.4 Технического задания установлены нормативные документы, регламентирующие порядок проведения Работ, в том числе запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616), ограничение на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), а также установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).

Вместе с тем Извещением, с учетом специфики закупаемых Товаров и выполнения Работ, установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), а также запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).

Таким образом, Техническое задание устанавливает запрет, ограничение, условия допуска на поставку Товара и выполнения Работ, которые не включены в перечни указанных национальных режимов.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Согласно пункту 1.4 проекта государственного контракта Извещения срок выполнения Работ составляет 110 рабочих дней с даты заключения государственного контракта.

При этом пунктом 1.3 Технического задания установлено, что срок выполнения Работ составляет 110 рабочих дней с даты заключения государственного контракта (без учета дней, необходимых на приемку выполненных Работ по каждому подэтапу), но не позднее 10.12.2024.

Таким образом, Заказчиком установлены неисполнимые сроки выполнения Работ, поскольку на дату заключения государственного контракта, до 10.12.2024 останется менее 110 рабочих дней.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Д" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 8, 15 части 1 статьи 42, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 22.07.2024 по делу N 28/06/105-1794/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.