ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2024 г. по делу N 08/05/5-71/2024
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
<...>,
Члены Комиссии:
<...>,
<...>,
рассмотрев материалы о распространении 29.03.2024 в эфире телеканалов рекламы "АБ" и ООО "Я" с информацией о предоставлении кешбэка в размере 50% при оплате заказа в сервисе "Яндекс.Еда" любой картой Альфа-Банка, в отсутствие лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - рекламодателей:
"АБ" (<...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: <...>) - на рассмотрение дела не явилось, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие общества,
ООО "Я" (адрес: <...>, ИНН: <...>, ОГРН: <...>, КПП: <...>, дата регистрации: 18.01.2018) - на рассмотрение дела не явилось, уведомлено надлежащим образом,
установила:
В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу "АБ" и ООО "Я" с информацией о предоставлении кешбэка в размере 50% при оплате заказа в сервисе "Яндекс.Еда" любой картой Альфа-Банка, распространявшейся 29.03.2024 эфире телеканалов.
В аудиоряде рекламы сообщается:
"Альфа пятница. Супер-кешбэк каждую неделю от Альфа-Банка. В эту пятницу получайте кешбэк 50% при оплате любой нашей картой Яндекс Еде, а если карты нет - закажите бесплатную Альфа-Карту и получайте супер-кешбэк по альфа пятницам. Не просто выгодно - Альфа Выгодно".
В видеоряде рекламы сообщается:
"Альфа пятница. Супер-кешбэк каждую неделю. 29 марта кешбэк в Яндекс Еде 50%. Закажите Альфа-Карту. Альфа Выгодно".
Рекламные сообщения сопровождаются поясняющими сносками:
"Кешбэк 50% доступен только 29.03.2024 г. при оплате заказов в сервисе Яндекс Еда любой картой Альфа-Банка. Максимальная сумма кешбэка - 500 руб. Подробнее на alfabank.ru.";
"ООО "Яндекс Еда". ОГРН <...>, <...>. Яндекс Еда - информационный сервис, подробнее - на eda.yandex.ru. 6+";
"АБ". ОГРН <...>, <...>. Ген. лицензия ЦБ РФ N °1326 от 16.01.2015. Подробнее на alfabank.ru".
Общая продолжительность демонстрации сносок в видеоролике составляет 15 секунд, а каждой сноски - 4 - 7 секунд в кадре. При этом текст сносок выполнен мелким шрифтом белыми буквами на разноцветном сменяющемся фоне.
В ходе рассмотрения дела N 08/05/5-71/2024 ФАС России также было установлено распространение в период с 06.03.24 по 29.03.2024 в эфире радиостанции "Ретро FM" рекламы "АБ" и ООО "Я" с информацией о предоставлении кешбэка в размере 50% при оплате заказа в сервисе "Яндекс.Еда" любой картой Альфа-Банка следующего содержания:
"Получайте суперкешбэк по Альфа пятницам. 29 марта даем кешбэк 50% в Яндекс Еде при оплате любой картой Альфа-Банка. В следующую пятницу новый суперкешбэк. Не просто выгодно - Альфа Выгодно! "АБ".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламном ролике озвучивается и крупным шрифтом указывается информация о предоставлении кешбэка в размере 50% при оплате заказа в сервисе "Яндекс.Еда" любой картой Альфа-Банка.
Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается следующее: "Максимальная сумма кешбэка - 500 руб.".
При этом информация в поясняющей сноске размещалась в рекламном ролике трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.
Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации о предоставлении кешбэка в размере 50% при оплате заказа в сервисе "Яндекс.Еда" любой картой Альфа-Банка. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях использования данного рекламного предложения.
В рекламном ролике, распространяемом в эфире радиостанции "Ретро FM", информация о максимальной сумме кешбэка отсутствовала.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Соответственно, в рекламном ролике ООО "Я" и "АБ" при указании информации о предоставлении кешбэка в размере 50% при оплате заказа в сервисе "Яндекс.Еда" любой картой Альфа-Банка умалчивается часть существенной информации о существующих ограничениях по данной акции.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Таким образом, в рекламе ООО "Я" и "АБ" с информацией о предоставлении кешбэка в размере 50% при оплате заказа в сервисе "Яндекс.Еда" любой картой Альфа-Банка усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателями рассматриваемой рекламы являются:
ООО "Я" (адрес: <...>, ИНН: <...>, ОГРН: <...>, КПП: <...>, дата регистрации: <...>);
"АБ" (адрес: <...>, ИНН: <...>, ОГРН: <...> КПП: <...>, дата регистрации: <...>).
Согласно письменным пояснениям, представленным "АБ", ответственность за действия Банка, ставшие предметом настоящего дела (также, в части соблюдения Закона о рекламе) является Начальник Управления бизнес-маркетинга розничного бизнеса - <...>.
Руководствуясь частью 7 статьи 5, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", распространяемую 29.03.2024 в эфире телеканалов рекламу "АБ" и ООО "Я" с информацией о предоставлении кешбэка в размере 50% при оплате заказа в сервисе "Яндекс.Еда" любой картой Альфа-Банка, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о существующих ограничениях по данной акции.
2. Выдать "АБ" (107078, <...>, ОГРН: <...>, дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: <...>) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать ООО "Я" (адрес: <...>, ИНН: <...>, ОГРН: <...>, КПП: <...>, дата регистрации: 18.01.2018) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении "АБ".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.