Решение ФАС РФ от 12.08.2024 по делу N 24/44/99/148

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: действия заказчика нарушают п. 18 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 12.08.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2024 г. по делу N 24/44/99/148

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференц-связи обращение УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях "А" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства "Спортивный комплекс на стадионе "Север" в г. Северодвинске. Плавательный бассейн с внеплощадочными инженерными сетями" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0124300012724000197) (далее соответственно - Конкурс, Извещение, Товар)

установила:

В связи с поступлением в ФАС России обращения, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком, неправомерно не установлена информация в Извещении о казначейском сопровождении расчетов по контракту.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика 07.08.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.08.2024.

В соответствии с Извещением, протоколом, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 22.07.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 060 531 344,24 руб. (далее - НМЦК);

4) источник финансирования - местный бюджет, КБК - 3031102ПЖ20202030414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.08.2024;

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении неправомерно не установлена информация о казначейском сопровождении расчетов по контракту.

Пунктом 18 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению).

Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федеральным законом от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее - Закон о федеральном бюджете) установлено, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казначейское сопровождение расчетов по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям), бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставляемых в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидий на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), бюджетных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, а также расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 3 000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве).

Комиссией установлено, что Извещение не содержит информации о казначейском сопровождении расчетов по контракту.

При этом раздел 11 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) содержит сведения о наличии казначейского сопровождения контракта.

Также согласно пункту 1.12 электронного документа "240522_01_ИЗВ1_Проектирование и строительство бассейна", размещенного в ЕИС, источником финансирования являются: "Средства местного бюджета муниципального образования "Северодвинск" в размере 1 504 499 054,24 рубля", "Средства областного бюджета Архангельской области в размере 50 548 390,00 рублей", "Средства федерального бюджета в размере 505 483 900,00 рублей".

Учитывая изложенное, финансирование контракта осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования, средств областного бюджета Архангельской области, средств федерального бюджета.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивые сведения в отношении казначейского сопровождения в Проекте контракта и в Извещении, о наличии казначейского сопровождения расчетов по контракту, нарушают пункт 18 части 1 статьи 42 Закона контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

2. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

Согласно подпункту "а" пункта 28 Положения В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяется детализирующей показатель оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров".

Комиссией установлено, что Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке Извещения (далее - Порядок оценки) установлен детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

Согласно разделу III Порядка оценки Заказчиком установлено, что к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта) и относящийся к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):

- договор, не относящийся к контрактам, указанным в дефисах первом - третьем настоящего абзаца, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, Заказчиком в Порядке оценки установлены противоречивые сведения в отношении принимаемого к оценке объекта капитального строительства, на котором осуществляется выполнение работ по договору.

Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика ненадлежащим образом установившего Порядок оценки нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 18 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы от 12.08.2024 по делу N 24/44/99/148 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.