ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2024 г. по делу N 28/06/105-1855/2024
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Ф" (далее - Заявитель) на действия АО "СА" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении "А" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), ПАО "СБ" (далее - Банк), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кромского района Орловской области "Кромская средняя общеобразовательная школа", расположенного по адресу: 303200, Орловская область, Кромской район, пгт. Кромы, ул. 30 лет Победы, д. 39 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0354300059224000113) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки, Банка в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 29.07.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.07.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 11.07.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 65 000 680 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 19.07.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.07.2024;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки;
7) по результатам рассмотрения принято решение о признании 2 заявок участников соответствующим требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки "179" с предложением о цене контракта в размере 61 425 642,60 руб.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
Согласно подпункту "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере Банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
В силу подпункта "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе возврат заявки подавшему ее участнику закупки.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае получения оператором электронной площадки от банка информации, указанной в подпункте "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с Извещением размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 650 006,80 руб., дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 19.07.2024 в 11:00 (МСК).
При этом на заседании Комиссии установлено, что для обеспечения заявки на участие в Аукционе Заявителем открыт специальный счет N 40702810108000009715 в Банке (далее - Специальный счет).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заявитель направил заявку на участие в Аукционе 18.07.2024 в 08:58 (МСК). В свою очередь, Оператором электронной площадки 18.07.2024 в 08:58 (МСК) направлен запрос в Банк на блокирование на специальном счете Заявителя денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Аукционе (далее - Запрос).
Вместе с тем 18.07.2024 в 08:58 (МСК) поступила информация от Банка в ответ на Запрос, согласно которому "запрос не выполнен, не найден счет для участия в закупках", в связи с чем Оператором электронной площадки заявка Заявителя на участие в Аукционе возвращена по причине отсутствия денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Банка пояснил, что информация по Запросу не предоставлена Оператору электронной площадки по причине того, что Специальный счет для участия в закупках не найден. Вместе с тем у Оператора электронной площадки отсутствовали основания для возврата заявки Заявителя.
При этом Заявителем в составе жалобы представлена выписка из Банка, согласно которой списания по Специальному счету для участия в иных закупках проходили успешно, что свидетельствует о наличии указанного им Специального счета в Банке, а также о наличии на нем суммы, свободной от блокирования, и необходимой для обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, учитывая установленный пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки, по основаниям не предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают пункт 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Банка, не направившего Оператору электронной площадки сведения о подтверждении блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, нарушают подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу ООО "Ф" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Банка нарушение подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки, Банку предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 30.07.2024 по делу N 28/06/105-1855/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.