Решение ФАС РФ от 02.08.2024 N 223ФЗ-257/24

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика нарушают требования п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 02.08.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2024 г. N 223ФЗ-257/24

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "П" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА, ОРГАНИЗАТОРА ТОРГОВ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России - заместителя начальника управления - начальника правового отдела N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Жлукта А.Е.,

членов Комиссии ФАС России:

ведущего консультанта отдела взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Алыбина Ю.А.,

главного государственного инспектора отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа Джафарова Ш.М.,

при участии представителей:

ГАУ "Г": Д.А. (доверенность от 09.01.2024 N 91/01), Б., Е. (доверенность от 04.04.2024 N 213/04), К. (доверенность от 09.01.2024 N 88/01), М. (доверенность от 25.06.2024 N 274/07),

"Д": Г. (доверенность от 19.03.2024 N 77-13-1/24-23),

ООО "П": Я. (доверенность от 19.07.2024 N 5),

представители ООО "Р" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "П" от 19.06.2024 N П/Ф/33 на действия (бездействие) заказчика ГАУ "Г" и организатора торгов "Д" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку автоматизированной аптечной системы (ПСЗ2024-226) (извещение N 32413779453, размещенное в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "П" (далее - Заявитель) от 19.06.2024 N П/Ф/33 на действия (бездействие) заказчика ГАУ "Г" (далее - Заказчик) и организатора торгов "Д" (далее - Организатор) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку автоматизированной аптечной системы (ПСЗ2024-226) (далее - Товар) (извещение N 32413779453, размещенное в ЕИС) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ "Г", утвержденным наблюдательным советом ГАУ "Г" от 21.05.2024 (протокол N 57) (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), документацией о проведении Конкурса (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено в ЕИС - 04.07.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 2 864 191 384,82 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.07.2024;

4. На участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе - 30.07.2024;

6. По результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, соответствующими условиям Документации признаны заявки двух участников Конкурса;

7. Дата подведения итогов - 30.07.2024;

8. По результатам подведения итогов победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером заявки "1" с предложением о цене договора в размере 2 864 191 384,82 руб.

Частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 26.07.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения представленных материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.08.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Наличие разработанного и готового к использованию программного обеспечения" (далее - Детализирующий показатель) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий).

2. В Документации не установлено место поставки Товара, в том числе оказания услуг по сборке, установке и монтажу Товара.

Представители Заказчика, Организатора с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 11 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком, Организатором ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю Критерия.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Исходя из системного, взаимосвязанного толкования содержания положений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что действия Заказчика по установлению требований к содержанию и составу заявки, критериев и порядка оценки могут быть признаны соответствующими требованиям Закона о закупках исключительно в тех случаях, когда они основываются и направлены на достижение и практическую реализацию принципов, указанных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Приложением "Функциональные требования к интеграции роботизированных аптечных систем с подсистемами ЕМИАС" к техническому заданию Документации (далее - Техническое задание) установлено, что поставке подлежит, в том числе роботизированная аптечная система, содержащая интерфейсы для обеспечения интеграции с подсистемами автоматизированной информационной системы города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы" (далее - подсистемы ЕМИАС), включая разработку программного обеспечения (далее - ПО) для обмена данными между подсистемой ЕМИАС.Маркировка и роботизированной аптечной системой учета и хранения лекарственных препаратов, между подсистемой ЕМИАС.СКУУ и роботизированной системой персонифицированной фасовки лекарственных препаратов, между подсистемой ЕМИАС.СКУУ и роботизированной системой хранения и смешивания инфузионных лекарственных препаратов Pivas.

В соответствии с приложением "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание, значимость и порядок оценки" Документации содержанием Детализирующего показателя Критерия является предложение участника закупки о наличии разработанного и готового к использованию и передаче Заказчику ПО с исходным кодом, имеющего такие функции, как централизованная выдача препаратов по партиям, выдача препаратов с минимальным сроком годности, визуальное распознавание упаковок с помощью интеллектуального алгоритма получения информации с камер, инвентаризация лекарственных препаратов.

Для оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Предложение участника закупки для оценки по Детализирующему показателю Критерия должно содержать заверенный производителем паспорт ПО или руководство пользователя с нотариально заверенным переводом на русский язык (в случае иностранного происхождения), заверенный производителем документ, подтверждающий возможность передачи исходного кода ПО заказчику, с нотариально заверенным переводом на русский язык (в случае иностранного происхождения).

В соответствии с пунктом 1.1 проекта договора Документации поставщик обязуется по заданию Заказчика поставить Товар в объеме, установленном в Техническом задании, при этом приложением "Функциональные требования к интеграции роботизированных аптечных систем с подсистемами ЕМИАС" к Техническому заданию предусмотрена разработка ПО.

Представители Заказчика, Организатора на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что в соответствии с пунктами 3, 4, 4.14, 5, 6 Технического задания в составе Товара должны быть реализованы такие функциональные, технические характеристики, как модуль с автоматизированным доступом для хранения и выдачи лекарственных препаратов в больничные отделения, автоматическая система для хранения и выдачи лекарственных препаратов тип 2, автоматическая система выдачи лекарственных средств карусельного типа (тип 1, тип 2), автоматическая высокоскоростная диспенсерная система выдачи лекарств.

Также представители Заказчика, Организатора на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что наличие готового ПО, которое позволяет централизованно выдавать партию лекарственных препаратов, а также лекарственных препаратов с минимальным сроком годности является преимуществом и позволяет выявить поставщика наиболее соответствующего потребностям Заказчика.

Комиссия ФАС России, изучив материалы дела, а также выслушав представителей Заказчика, Организатора, Заявителя, приходит к выводу, что Заказчиком, Организатором ненадлежащим образом сформирован порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия, ввиду того, что участникам Конкурса, не имеющим на этапе подачи заявок на участие в Конкурсе разработанного и готового к использованию ПО, не представляется возможным получить баллы по Детализирующему показателю Критерия.

Кроме того, в соответствии с Техническим заданием интеграция роботизированных аптечных систем с подсистемами ЕМИАС, включая разработку ПО осуществляется после заключения договора по результатам Конкурса, в связи с чем именно победитель закупки выполняет поставку Товара с разработанным и готовым к использованию ПО.

Вместе с тем исходя из правовой природы порядка и критериев оценки, критерий оценки должен быть направлен на выявление лучших условий исполнения договора, например, в качественном либо количественном выражении, в связи с чем порядок получения баллов в рамках вышеуказанного критерия оценки, по мнению Комиссии, не позволяет Заказчику достичь соответствующих целей при объективной оценке и сопоставлении заявок, поскольку участнику закупки для получения баллов по Детализирующему показателю необходимо разработать ПО, подлежащее поставке в соответствии с техническим заданием Документации в составе роботизированной аптечной системы, являющееся обязательной составной частью такой системы в рамках исполнения договора.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, Организатора, ненадлежащим образом сформировавших порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия, нарушают положения пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации не установлено место поставки Товара, в том числе место оказания услуг по сборке, установке и монтажу Товара, что не позволяет участнику закупки рассчитать ценовое предложение.

В соответствии с подпунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Пунктом 1.4 Технического задания установлено, что место поставки товара г. Москва (Медицинская организация государственной системы здравоохранения города Москвы).

В соответствии с пунктом 1.4 проекта договора Документации (далее - Проект договора) установлено, что моментом поставки товара (партии Товара) является доставка товара поставщиком заказчику или получателю по адресу, указанному в заявке Заказчика и подписание сторонами усиленными квалифицированными электронными подписями электронного структурированного документа о приемке.

Пунктом 1.5 Проекта договора установлено, что поставщиком оказываются следующие сопутствующие услуги: разгрузка, распаковка, сборка, установка, монтаж, включая установку по месту эксплуатации с подключением (при необходимости) к системам внутренней компьютерной сети, энергоснабжения, вентиляции, канализации, водоснабжения, сигнализации, ввод в эксплуатацию товара, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.

Согласно пункту 2.3 Проекта договора цена договора включает в себя все затраты, издержки и иные расходы поставщика, в том числе сопутствующие, связанные с исполнением договора.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в Техническом задании отсутствует конкретное место поставки Товара, в том числе место оказания услуг по сборке, установке и монтажу Товара, что не позволяет участнику закупки рассчитать ценовое предложение.

Представители Заказчика, Организатора пояснили, что стоимость установки Товара, инструктажа и других сопутствующих услуг включены в цену договора и не зависят от адреса места поставки Товара.

Комиссией ФАС России установлено, что ценовое предложение участниками закупки рассчитывается на основании Технического задания, а поставка Товара осуществляется в пределах города Москвы, этом доказательств, что вышеуказанное свидетельствует о наличии дополнительной финансовой нагрузки на исполнителя по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурса, не представлено.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Заявителя, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, Организатора не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке и Документации, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 19.06.2024 N П/Ф/33 на действия (бездействие) заказчика ГАУ "Г" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) и организатора торгов "Д" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку автоматизированной аптечной системы (ПСЗ2024-226) (извещение N 32413779453, размещенное в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru) обоснованной в части ненадлежащего установления порядка оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю Критерия.

2. Признать ГАУ "Г", Департамент города Москвы по конкурентной политике нарушившими требования пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 02.08.2024 N 223ФЗ-257/24.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 02.08.2024 N 223ФЗ-257/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
А.Е. ЖЛУКТА

Члены Комиссии
ФАС России
Ю.А. АЛЫБИН
Ш.М. ДЖАФАРОВ