ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2024 г. по делу N 28/06/105-1890/2024
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "У" (далее - Заявитель) на действия КУ "Ч" (далее - Заказчик), КУ "Р" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Т" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Батыревском, Козловском, Комсомольском, Красноармейском, Мариинско-Посадском, Урмарском, Цивильском, Чебоксарском, Шемуршинском, Яльчикском, Янтиковском муниципальных округах Чувашской Республики в 2025 - 2027 гг. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0815500000524007965) (далее - Конкурс, Извещение, Объект), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) неправомерно укрупнен лот на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, что ограничивает количество потенциальных участников закупки;
2) неправомерно разделены работы по содержанию различных участков одних и тех же автодорог;
3) ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) в части установления предельного максимального значения в размере 4 100 000 000 руб.;
4) в описании объекта закупки неправомерно указаны сведения о содержании автомобильной дороги с кадастровым номером 21:01:000000:57206 протяженностью 5003 метра (далее - Дорога), не отраженной в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения в Чувашской Республике, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2008 N 132 "Об автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значений в Чувашской Республике".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 02.08.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.08.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 23.07.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 197 292 395 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 8310409Ч230219870244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 08.08.2023;
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединено в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, что ограничивает количество потенциальных участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией установлено, что согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, пролегающих на территориях Батыревского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Мариинско-Посадского, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Яльчикского, Янтиковского муниципальных округов, находящихся на территории одного субъекта - Чувашской Республики.
Также в целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по содержанию (ремонту) автомобильных дорог в Российской Федерации ФАС России подготовлено Письмом ФАС России от 26.07.2023 N МШ/59508/23 (далее - Письмо ФАС России), в котором изложена позиция по вопросу формирования лота при проведении закупок.
Письмо ФАС России выделяет критерии формирования лота при проведении закупок на содержание (ремонт) автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, нарушение которых свидетельствует о неправомерном формировании лота.
Так, Письмом ФАС России установлено, что при выполнении работ по содержанию (ремонту) автомобильных дорог субъекта Российской Федерации, для субъекта Российской Федерации расположенного в I - III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,2 млрд рублей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Представителями Заявителя на заседание Комиссии иных документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода не представлено, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно разделены на самостоятельные закупки работы по содержанию различных участков одних и тех же автодорог.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что разделение работ по содержанию различных участков одних и тех же автодорог на самостоятельные закупки обусловлено потребностью Заказчика и направлено на привлечение квалифицированного подрядчика, обладающего необходимым Заказчику опытом выполнения работ, связанного с предметом государственного контракта, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, разделивших на самостоятельные закупки работы по содержанию различных участков одних и тех же автодорог, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Представителями Заявителя на заседание Комиссии иных документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода не представлено, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия в части установления предельного максимального значения в размере 4 100 000 000 руб.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать такие документы, как требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе, инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Подпунктом "г" пункта 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В рамках применения критериев заказчик самостоятельно устанавливает предельные максимальные/минимальные значения детализирующих показателей в рамках критерия, позволяющие выявить среди участников закупки квалифицированного поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего опытом поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), связанным с предметом контракта, для удовлетворения потребностей заказчика.
Пунктом 25 Порядка установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
В соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Положения оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 20 Положения.
Так, пунктом 2 раздела II Порядка оценки установлено, что по Детализирующему показателю Критерия оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения:
- значение характеристики, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по Критерию;
- минимальное значение квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по Критерию.
() - предельное максимальное значение характеристики участника закупки, которое определено заказчиком в размере равном двум размерам начальной (максимальной) цены государственного контракта и составляет 4 100 000 000 руб.
Согласно разделу III Порядка оценки по Детализирующему показателю Критерия к оценке принимается исключительно исполненный (ые) договор (договоры) подряда, предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установленное предельное максимальное значение в размере 4 100 000 000 руб. обусловлено потребностью Заказчика, Уполномоченного органа и позволяет выявить среди участников закупки квалифицированного подрядчика, обладающего необходимым Заказчику опытом выполнения работ, связанного с предметом государственного контракта.
Комиссия, изучив Порядок оценки, установила, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат Положению и Закону о контрактной системе.
Представителями Заявителя на заседание Комиссии иных документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, не представлено, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно указаны сведения о содержании Дороги, не отраженной в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения в Чувашской Республики, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2008 N 132 "Об автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значений в Чувашской Республике".
Комиссией установлено, что в Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.01.2024 N 18 "О распределении средств республиканского бюджета Чувашской Республики на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения и нанесение дорожной разметки на них, приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги", на содержание, проведение диагностики и проектирование по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов" отсутствует привязка суммы финансирования на содержание автомобильных дорог к объемам выполняемых работ.
Согласно распоряжению Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2024 N 395-р и распоряжению Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 22.04.2024 N 179-р (далее - Распоряжение) Дорога безвозмездно принята в государственную собственность Чувашской Республики из муниципальной собственности г. Чебоксары.
Также согласно Распоряжению оперативное управление Дорогой закреплено КУ "Ч".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что ввиду передачи Дороги в оперативное управление КУ "Ч" работы по содержанию Дороги включены в Описание объекта закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в описание объекта закупки информацию о выполнении работ по содержанию Дороги не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Представителями Заявителя на заседание Комиссии иных документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода не представлено, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Признать жалобу ООО "У" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.