ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2024 г. по делу N 24/44/104/278
ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок, рассмотрев обращение, направленное ОГКУ "ТА" (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "ТБ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
установила:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию об ООО "ТБ" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 13.08.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.08.2024.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.01.2024 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Томск - Каргала - Колпашево на участке км 249+000 - км 264+000 в Колпашевском районе Томской области (номер извещения в ЕИС - 0865200000324000004) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 812 012 677,42 руб.
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ООО "ТБ" заключен государственный контракт от 13.03.2024 N 10-р-т24, цена которого составила 779 532 170,30 руб.
Из пункта 1.1 Контракта следует, что ООО "ТБ" принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту автомобильной дороги Томск - Каргала - Колпашево на участке км 249+000 - км 264+000 в Колпашевском районе Томской области (далее - Работы, Объект) в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения работ по ремонту (приложение N 2 к Контракту) (далее - График выполнения работ), который является неотъемлемой частью Контракта, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) (далее - Техническое задание), и сдать результат Работ Заказчику в установленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом.
Пунктом 3.1 Контракта предусмотрен срок выполнения Работ с 01.05.2024 до 20.10.2024.
В соответствии с Графиком выполнения работ исполнение обязательств по Контракту осуществляется в 4 этапа:
- по этапу N 1 срок выполнения Работ установлен с 01.05.2024 до 30.06.2024;
- по этапу N 2 срок выполнения Работ установлен с 01.05.2024 до 30.07.2024;
- по этапу N 3 срок выполнения Работ установлен с 01.05.2024 до 30.08.2024;
- по этапу N 4 срок выполнения Работ установлен с 01.05.2024 до 20.10.2024.
Согласно Графику выполнения работ, в рамках исполнения этапа N 1 Контракта ООО "ТБ" осуществляет вынос в натуру и закрепление оси трассы (15,412 км), устройство земляного полотна (996 м3), устройство дорожной одежды (43 221 м2).
Техническим заданием установлено, что используемые ООО "ТБ" материалы и результаты выполненных Работ должны соответствовать перечню нормативных документов, в том числе ГОСТ Р 58406.2-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия".
В силу пункта 5.3.1 Контракта Заказчик обязан для выполнения работ по Контракту в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения Контракта передать ООО "ТБ" по акту приема-передачи строительную площадку, проект по ремонту или сметный расчет по ремонту, иные документы и имущество, необходимые для выполнения работ по Контракту, или обеспечить их передачу, а также осуществить иные юридически значимые действия, необходимые для выполнения работ по Контракту.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 10.5 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Из пункта 10.6 Контракта следует, что ООО "ТБ" вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта без возмещения убытков Заказчику в случае непередачи строительной площадки для исполнения Контракта (в том числе при неосвобождении ее от прав третьих лиц) в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня заключения Контракта и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На заседании Комиссии представители ООО "ТБ" сообщили, что основанием для принятия ООО "ТБ" решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 19.07.2024 N 19-07-03-ТН (далее - Решение) послужили необоснованные действия со стороны Заказчика, выразившиеся в воспрепятствовании ООО "ТБ" качественно и в сроки, предусмотренные Контрактом, выполнить и сдать результаты Работ, что является существенным нарушением условий Контракта.
Пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе ООО "ТБ" 19.07.2024 размещено Решение в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.
В силу пункта 3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления Заказчика о принятом ООО "ТБ" Решении является 19.07.2024.
Частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из содержания части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Представители ООО "ТБ" на заседании Комиссии пояснили, что в течение установленного частью 22 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока Заказчиком нарушения не устранены, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 30.07.2024.
Частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчиком в соответствии с частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе направлено Обращение в ФАС России 07.08.2024.
Комиссией установлено, по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по осуществлению строительного контроля при выполнении Работ на Объекте (номер извещения в ЕИС - 0865200000324000100) между Заказчиком и ООО "С" (далее - Строительный контроль) заключен государственный контракт от 26.03.2024 N 20-р-т24.
ООО "ТБ" письмом от 25.04.2024 N 25-04-04-ТН запросило у Заказчика проектно-сметную документацию. Вместе с тем в нарушение установленного срока документация выдана Заказчиком 14.05.2024.
Письмами от 26.04.2024 N 26-04-02-ТН, от 26.04.2024 N 26-04-07-ТН ООО "ТБ" направило в адрес Заказчика составы асфальтобетонных смесей А-16Нн и А-22Нн.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком передан Объект ООО "ТБ" по акту приема-передачи Объекта 15.05.2024, то есть с нарушением регламентированного Контрактом срока.
ООО "ТБ" письмом от 21.05.2024 N 21-05-02-ТН уведомило Заказчика о выявлении по результатам проведения геодезических съемок несоответствия высотных отметок по выполнению работ проектным решениям и просило согласовать работы по фрезерованию и выполнению укладки выравнивающего слоя асфальтобетонного покрытия на участке ПК 0+00 - ПК - км 154+12.
Заказчик ответным письмом от 24.05.2024 N 76-06-0487 согласовал выполнение работ по фрезерованию и устройству выравнивающего слоя на всей протяженности с ПК 0+00 - ПК-км 154+12.
По результатам проведения проверки 28.05.2024 Строительным контролем выданы предписания NN 1, 2, 3, 4 ООО "ТБ" об устранении выявленных нарушений обязательных требований - отсутствие дорожных знаков, несоблюдение расстояния между дорожными знаками, отсутствие документов о входном и операционном контроле, нарушение заполнения журнала общих работ, необеспечение водоотвода с откоса насыпи.
Вместе с тем на заседании Комиссии представители ООО "ТБ" сообщили, что вышеупомянутые нарушения устранены ООО "ТБ". Так, по предписанию N 1 нарушение устранено 11.06.2024, по предписанию N 2 нарушение устранено 13.06.2024, по предписанию N 3 нарушение устранено 17.06.2024, по предписанию N 4 нарушение устранено 31.05.2024, что подтверждается актами об устранении нарушений, подписанными представителями ООО "ТБ" и Строительного контроля.
ООО "ТБ" направило письмо от 03.06.2024 N 03-06-08-ТН в адрес Заказчика с повторным уведомлением о необходимости согласования представленных составов асфальтобетонных смесей по причине потенциального срыва сроков выполнения Работ. Также указанным письмом направлены протоколы испытаний асфальтобетонных смесей испытательной лаборатории ООО "Е", подтверждающие соответствие асфальтобетонных смесей А-16Нн и А-22Нн требованиям ГОСТ Р 58406.2-2020.
Письмом от 06.06.2024 N 06-06-06-ТН ООО "ТБ" направило запрос в адрес Заказчика о согласовании составов асфальтобетонных смесей в кратчайшие сроки, а также сообщило о том, что несвоевременное согласование привело к нарушению сроков выполнения работ, предусмотренных Контрактом.
Заказчиком в адрес ООО "ТБ" направлено письмо от 07.06.2024 N 76-06-0649, из содержания которого следует, что ООО "ТБ" в целях оперативного согласования рецептов на асфальтобетонную смесь ООО "ТБ" необходимо направить в адрес Заказчика рецепты на асфальтобетонную смесь, согласованные со Строительным контролем.
ООО "ТБ" письмом от 13.06.2024 N 13-06-03-ТН уведомило о приостановлении Работ до получения от Заказчика ответа о согласовании составов асфальтобетонных смесей. Также ООО "ТБ" обратило внимание на то, что по представленным составам замечания и мотивированные отказы в согласовании от Заказчика не поступали.
Согласно письму от 17.06.2024 N 76-06-0747, направленному Заказчиком в адрес ООО "ТБ", представленные в адрес Заказчика рецепты на асфальтобетонные смеси должны быть согласованы со Строительным контролем.
Письмом от 21.06.2024 N 76-06-0822 Заказчик согласовал использование составов асфальтобетонных смесей А-22Нн и А-16Нн для использования на Объекте.
Вместе с тем ООО "ТБ" 09.07.2024 письмом N 09-07-02-ТН представило Заказчику иные составы асфальтобетонных смесей А-22Нн и А-16Нн ввиду допущенной ООО "ТБ" технической ошибки, а также приложило протоколы испытаний применяемых материалов, подтверждающие их соответствие нормативным требованиям.
Данные составы асфальтобетонных смесей для устройства выравнивающего слоя покрытия проезжей части, для устройства нижнего слоя покрытия проезжей части согласованы Заказчиком по результатам проверки составов Строительным контролем 10.07.2024, о чем сообщено ООО "ТБ" в письме от 17.07.2024 N 76-06-1067.
При этом письмом от 19.07.2024 N П 099, направленным Строительным контролем в адрес ООО "ТБ", Строительный контроль сообщил о выявлении несоответствий по качеству асфальтобетонной смеси, использованной при укладке выравнивающего слоя, и выдаче предписаний от 19.07.2024 NN 8, 9, 10, 11 об устранении соответствующих нарушений путем фрезерования уложенного слоя.
ООО "ТБ" письмом от 22.07.2024 N 22-07-08-ТН направило Строительному контролю приглашение для участия в совместном испытании состава асфальтобетонной смеси.
Представители ООО "ТБ" на заседании Комиссии представили сведения, согласно которым по результатам совместного отбора образцов смеси и совместного испытания со Строительным контролем выявлено, что примененные асфальтобетонные смеси соответствуют требованиям ГОСТ Р 58406.2-2020 и утвержденному Заказчиком составу, в связи с чем предписания NN 8, 9, 10, 11 отозваны Строительным контролем письмом от 26.07.2024 N П 105.
Между тем на заседании Комиссии установлено, что положения Контракта не содержат обязанности ООО "ТБ" по предварительному согласованию асфальтобетонных смесей со Строительным контролем и/или Заказчиком. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что предъявленные Заказчиком в письмах от 07.06.2024 N 76-06-0649, от 17.06.2024 N 76-06-0747 требования о согласовании асфальтобетонных смесей являются неправомерными.
Также представители ООО "ТБ" на заседании Комиссии пояснили, что существенное отставание от Графика выполнения работы вызвано, в том числе длительным процессом согласования асфальтобетонных смесей. При этом ООО "ТБ" в полном объеме выполнены работы по этапу N 1 Контракта, не связанные с укладкой дорожного полотна. Представители Заказчика на заседании Комиссии подтвердили факт исполнения ООО "ТБ" остальных видов работ по этапу N 1 Контракта.
Кроме того, ООО "ТБ" в адрес Заказчика письмом от 08.07.2024 N 08-07-02-ТН направлены на подписание акты о приемке выполненных работ. Вместе с тем Заказчиком представленные акты не подписаны по причине неисполнения ООО "ТБ" обязательств по этапу N 1 Контракта в полном объеме.
Дополнительно Комиссией установлено, что в ЕИС содержатся сведения об успешном исполнении ООО "ТБ" 29 государственных контрактов на сумму 1 177 524 422,06 руб.
Согласно подпункту "б" пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в том числе, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
На основании предоставленных документов и сведений, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком на заседании Комиссии не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения Контракта, а также доказательства, подтверждающие намеренное уклонение ООО "ТБ" от исполнения обязательств по Контракту, в связи с чем информация об ООО "ТБ" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
решила:
Информацию, представленную Заказчиком об ООО "ТБ" (ИНН: <...>) в связи с односторонним отказом ООО "ТБ" от исполнения контракта, в Реестр не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.