ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2024 г. N 223ФЗ-270/24
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "И" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России - заместителя начальника управления - начальника правового отдела N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Жлукта А.Е.,
членов Комиссии ФАС России:
начальника отдела рассмотрения жалоб Правового управления Кореповой В.В.,
главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Долженко А.А.,
при участии представителей:
ГУП Чувашской Республики "Ф" Минздрава Чувашии: К. (доверенность от 15.09.2023 N 290),
ООО "И": А. (доверенность от 18.07.2024 N 175), Ш. (доверенность от 09.04.2024 N 155),
представители ООО "Р" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "И" от 26.07.2024 б/н, направленную письмом Чувашского УФАС России от 26.07.2024 N ВК/4035/24, на действия (бездействие) заказчика ГУП Чувашской Республики "Ф" Минздрава Чувашии при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных препаратов (Дапаглифлозин) (извещение N 32413742719), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "И" (далее - Заявитель) от 26.07.2024 б/н, направленная письмом Чувашского УФАС России от 26.07.2024 N ВК/4035/24, на действия (бездействие) заказчика ГУП Чувашской Республики "Ф" Минздрава Чувашии (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных препаратов (Дапаглифлозин) (извещение N 32413742719) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению.
В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП Чувашской Республики "Ф" Минздрава Чувашии, утвержденным приказом генерального директора ГУП Чувашской Республики "Ф" Минздрава Чувашии от 27.11.2024 N 893 (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона (далее - Извещение), Аукционной документацией (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) - 25.06.2024.
2. Начальная (максимальная) цена договора - 5 589 315 руб.
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 11.07.2024.
4. На участие в Аукционе подано 2 заявки от участника закупки.
5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе - 15.07.2024.
6. По результатам рассмотрения заявок участников закупки к участию в Аукционе допущены все заявки участников закупки.
7. Дата подачи ценовых предложений участников Аукциона - 18.07.2024.
8. Дата подведения итогов Аукциона - 19.07.2024.
9. По результатам подведения итогов победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки "1" с предложением о цене договора в размере 5 505 475, 26 руб. (далее - Победитель).
10. Между Заказчиком и Победителем по результатам Аукциона заключен договор от 05.08.2024 N 3976Л.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 12.08.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 15.08.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что в ходе проведения Аукциона права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно допустившего заявку Победителя к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках следующими принципами: информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ), если ГК РФ не предусмотрено иное.
Вместе с тем в соответствии с вышеуказанной нормой другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 1358 ГК РФ установлено, что патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец), в том числе способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 1358 ГК РФ. Патентообладатель может распоряжаться исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
В соответствии с пунктом 25 Документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, согласно которым заявка участника закупки должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно копии регистрационного удостоверения на товар или информации о таком удостоверении (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") и документы, подтверждающие качество поставляемого товара и соответствие требованиям государственных стандартов.
Согласно протоколу от 15.08.2024 N 3129225 заявка Победителя допущена к участию в Аукционе и признана соответствующей требованиям Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заявителем в составе заявки, поданной на участие в Аукционе, предложен к поставке лекарственный препарат "Форсига" (МНН Дапаглифлозин), который защищен дополнительным патентом N 2746132 (действует до 15.05.2028), держателем которого является АстраЗенека, что свидетельствует о том, что предложенный в заявке Победителя к поставке лекарственный препарат "Фордиглиф" (МНН Дапаглифлозин), производителем и держателем регистрационного удостоверения которого является "Польфарма", нарушает исключительные права патентообладателя.
Дополнительно представители Заявителя сообщили, что патентообладатель (АстраЗенека) не предоставлял право использования принадлежащего ему изобретения в лекарственном препарате "Фордиглиф", предложенном Победителем к поставке в рамках Аукциона.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в составе заявки Победителя представлены сведения из Государственного реестра лекарственных средств, а также регистрационное удостоверение в отношении предлагаемого к поставке лекарственного препарата "Фордиглиф", в связи с чем Заказчик при рассмотрении заявки Победителя признал такую заявку соответствующей требованиям Документации.
Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что согласно Порядку ведения Фармацевтического реестра Евразийского патентного ведомства (далее - Фармреестр), утвержденному приказом Евразийского патентного ведомства от 27.07.2022 N 37 (далее - Порядок), Фармреестр представляет собой информационный ресурс Евразийского патентного ведомства (далее - ЕАПВ), содержащий сведения в отношении евразийских патентов на изобретения (евразийские патенты) и национальных патентов на изобретения государств - участников Евразийской патентной конвенции (национальные патенты), относящиеся к фармакологически активным веществам, которым присвоены международные непатентованные наименования (пункт 2 Порядка).
Пунктом 6 Порядка установлено, что в Фармреестр вносятся сведения о евразийских и национальных патентах, на основе которых охраняются фармакологически активные вещества (химические соединения, в том числе описанные общей структурной формулой, биотехнологические продукты, композиции и комбинации, содержащие фармакологически активные вещества), способы получения фармакологически активных веществ и их медицинские применения.
При этом пунктом 12 Порядка внесение в Фармреестр сведений о евразийских и национальных патентах, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего Порядка, осуществляется по результатам экспертизы, проведенной ЕАПВ на предмет установления соответствия МНН охраняемому евразийским либо национальным патентом фармакологически активному веществу.
Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что дополнительный патент на изобретение N 2746132, включенный в Фармреестр, предоставляет правовую охрану действующему веществу Дапаглифлозин, использующимся в лекарственном препарате "Форсига", в связи с чем предложение Победителя к поставке лекарственного препарата "Фордиглиф", который также изготовлен с использованием активного вещества Д., что подтверждается сведениями Государственного реестра лекарственных средств, нарушает действующее законодательство Российской Федерации, и, как следствие, нарушает положения Закона о закупках и Документации.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно допустившего заявку Победителя к участию в Аукционе, противоречат положениям части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "И" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 26.07.2024 б/н, направленную письмом Чувашского УФАС России от 26.07.2024 N ВК/4035/24, на действия (бездействие) заказчика ГУП Чувашской Республики "Ф" Минздрава Чувашии (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных препаратов (Дапаглифлозин) (извещение N 32413742719) обоснованной.
2. Признать ГУП Чувашской Республики "Ф" Минздрава Чувашии нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, не выдавать, поскольку по результатам обжалуемой закупки заключен договор.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 15.08.2024 N 223ФЗ-270/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
А.Е. ЖЛУКТА
Члены Комиссии
ФАС России
В.В. КОРЕПОВА
А.А. ДОЛЖЕНКО