Решение ФАС РФ от 27.08.2024 N 223ФЗ-286/24

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика нарушают п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 27.08.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2024 г. N 223ФЗ-286/24

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Е" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России - заместителя начальника управления - начальника отдела рассмотрения жалоб N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Казарова Т.Р.,

членов Комиссии ФАС России:

начальника отдела методологии Управления контроля размещения государственного заказа Кузнецовой Е.М.,

главного специалиста-эксперта отдела нормотворчества Управления контроля иностранных инвестиций Баратова Ю.А.,

при участии представителей:

ОАО "РА": Е. (доверенность от 15.05.2024 N ЦДЗС-22/Д),

ООО "Е": С. (доверенность от 14.08.2024 N 1),

представители ООО "РБ" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Е" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования контрольно-измерительного и диагностического (извещение N 1618/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте <...>), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Е" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования контрольно-измерительного и диагностического (извещение N 1618/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте <...>) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением совета директоров ОАО "РА" от 28.06.2018 (протокол N 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО "РА" от 22.06.2023 (протокол N 13)) (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), Конкурсной документацией (далее - Документация), протоколами, составленными в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

1. Извещение размещено на сайте Оператора - 29.07.2024.

2. Начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦД) - 303 139 505,40 руб.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.08.2024.

4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе - 26.08.2024.

5. Дата подведения итогов Конкурса - 27.08.2024.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 15.08.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 27.08.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что в ходе проведения Конкурса нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

1. Заказчиком неправомерно установлены технические и функциональные характеристики закупаемого товара, совокупности которых соответствует товар конкретного производителя.

2. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Цена договора" (далее - Критерий).

3. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету Конкурса.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках следующими принципами: информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлены технические и функциональные характеристики закупаемого товара, совокупности которых соответствует товару конкретного производителя.

Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Так, пунктом 2 технического задания, являющегося приложением N 1.1 к Документации (далее - Техническое задание), установлены технические и функциональные характеристики закупаемого товара, в частности для товара по позициям NN 1 - 25: "ток передачи - от 0 до 50 А", "Емкость батареи, не менее - 15000 мАч", "время работы, не менее - 48 часов (без перерыва)", для товара по позициям NN 26 - 66: "угол сдвига фас, в диапазоне - от -180 до +180", "диапазон высоковольтного выхода от 0,5 кВ до 10 кВ" (перечень не является исчерпывающим).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что совокупности технических и функциональных характеристик закупаемого товара, указанного в позиции NN 1 - 26 "Комплекс измерительный переносной для диагностики технического состояния устройств", в позиции NN 26 - 66 "Комплекс измерительный для измерения параметров изоляции", соответствует товар конкретного производителя, а именно ООО "Ц", поскольку на момент проведения Конкурса отсутствуют иные производители, изготавливающие товары по позициям NN 1 - 66, соответствующие требованиям Технического задания.

При этом представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что описание предмета закупки осуществлено с учетом потребностей Заказчика, а также с учетом эксплуатационных особенностей использования закупаемого Товара.

Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что при формировании технических и функциональных характеристик закупаемого оборудования, указанного в позициях NN 1 - 66 Технического задания, Заказчик основывался на полученные по результатам запроса коммерческие предложения ООО "Ц", ООО "Т", АО "П".

Изучив предоставленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что ООО "Т" не является производителем закупаемого в рамках Конкурса товара.

Вместе с тем согласно информации размещенной на сайте АО "П" товар по позиции NN 1 - 26 Технического задания поставляется от производителя ООО "Ц".

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представили сведений и доказательств, подтверждающих наличие двух и более производителей готовых изготовить товар, закупаемый по результатам Конкурса.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего технические и функциональные характеристики по позициям NN 1 - 6 Технического задания, совокупности которых соответствует товар конкретного производителя, противоречат положениям части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Критерию.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Исходя из системного, взаимосвязанного содержания положений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что действия Заказчика по установлению требований к содержанию и составу заявки, установленных критериев и порядка оценки могут быть признаны соответствующими требованиям Закона о закупках исключительно только в тех случаях, когда они основываются и направлены на достижение и практическую реализацию принципов указанных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 1 приложения N 1.4 к Документации установлен порядок оценки по Критерию, в соответствии с которым:

"Оценка осуществляется на основании технических предложений, представленных в заявках участников, по следующей формуле

где:

Бj - количество баллов j-ого участника;

Цmax - начальная (максимальная) цена договора с учетом всех налогов, включая НДС, установленная в техническом задании документации о закупке;

Цj - цена, предложенная j-ым участником с учетом всех налогов, включая НДС;

Цmin - начальная (максимальная) цена договора с учетом всех налогов, включая НДС, установленная в техническом задании документации о закупке, сниженная на максимально допустимый размер снижения цены.

Максимально допустимый размер снижения цены определяется по формуле:

Цmin = ((Цmax - 0,25 * Цmax) + 1 копейка) Цmin - 227 354 629,06 руб.

N = 70 - максимально возможное количество баллов;

K - коэффициент значимости.

Если участником предложена цена договора с учетом всех налогов, включая НДС, сниженная до 25% от начальной (максимальной) цены договора с учетом всех налогов, включая НДС, установленной в техническом задании документации о закупке, при расчете применяется коэффициент значимости равный 1.

Если участником предложена цена договора с учетом всех налогов, включая НДС, которая на 25% ниже от начальной (максимальной) цены договора с учетом всех налогов, включая НДС, установленной в техническом задании документации о закупке, при расчете применяется коэффициент значимости 0,75.

Если предложенная участником цена договора с учетом всех налогов, включая НДС снижена более чем на 25% от начальной (максимальной) цены договора с учетом всех налогов, включая НДС, установленной в техническом задании документации о закупке, коэффициент значимости снижается в следующем порядке;

Снижение цены Коэффициент значимости
0% - 24,99% 1
25% - 25,99% 0,75
26% до 26,99% 0,74
27% - 27,99% 0,73
28% - 28,99% 0,72
Далее коэффициент значимости рассчитывается по аналогии и т.д.

Если в результате расчета по формуле оценки полученное значение является не целым числом (имеет несколько знаков после запятой), такое значение округляется до двух знаков после запятой.

Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов".

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, поскольку данный порядок оценки заявок участников закупки не позволяет надлежащим образом рассчитать количество присваиваемых баллов участнику закупки, предложившему лучшую цену договора.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что порядок оценки заявок участников закупки по Критерию установлен с целью минимизации рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по заключаемому по результатам Конкурса договора, ввиду необоснованного снижения цены такого договора.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что участнику закупки, сделавшему предложение о цене договора, сниженной на 27,5% от НМЦД, в соответствии с порядком оценки по Критерию будет присвоено меньшее количество баллов, чем участнику, сделавшему предложение о цене договора со снижением в 3%, что противоречит принципам, установленным в Законе о закупках.

Изучив представленные материалы, осуществив расчет, а также выслушав пояснения Заказчика, Комиссия ФАС России установила, что обжалуемый порядок оценки заявок участников закупки не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов по Критерию путем снижения цены договора, что, в свою очередь, препятствует участникам закупки предложить лучшие условия исполнения договора.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету Конкурса.

В соответствии с положениями Технического задания в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам проведения Конкурса, исполнителю по договору необходимо поставить товар в места нахождения железных дорог, находящихся в различных субъектах Российской Федерации, в частности Горьковской железной дороги, Западно-Сибирской железной дороги, Северо-Кавказской железной дороги (перечень не является исчерпывающим).

На заседание Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что объединение в один лот товаров, поставляемых в различные субъекты Российской Федерации, приводит к увеличению размера НМЦД, и, как следствие, размера обеспечения исполнения договора, что, в свою очередь, препятствует возможности для участия в Конкурсе субъектов малого и среднего предпринимательства и свидетельствует об ограничении круга участников закупки.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что предметом Конкурса является исключительно поставка закупаемых товаров, в связи с чем объединение в один лот поставки таких товаров соответствует целям проводимой закупки, а именно своевременно и полно удовлетворить нужды Заказчика.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что в соответствии с положениями Документации в ходе исполнения договора, заключаемого по результатам Конкурса, исполнителю по такому договору необходимо только поставить товар в места поставки, находящиеся в различных субъектах Российской Федерации.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что невозможность участника закупки принять участие в Конкурсе и, в частности, организовать поставку закупаемого товара в места поставки, находящиеся в различных субъектах Российской Федерации, не может свидетельствовать о неправомерности формирования лота по предмету Конкурса.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, объединившего в один лот поставку товаров в различные субъекты Российской Федерации, не противоречит положениям Закона о закупках и Положения о закупке, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Е" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования контрольно-измерительного и диагностического (извещение N 1618/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте <...>) обоснованной в части:

- установления технических и функциональных характеристик, указывающих на конкретного производителя;

- установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по критерию "Цена договора".

2. Признать ОАО "РА" нарушившим требования пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 3 части 9, пунктов 1, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ОАО "РА", ООО "РБ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 27.08.2024 по делу N 223ФЗ-286/24.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.08.2024 N 223ФЗ-286/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
Т.Р. КАЗАРОВ

Члены Комиссии
ФАС России
Е.М. КУЗНЕЦОВА
Ю.А. БАРАТОВ