ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2024 г. по делу N 24/44/104/309
О ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
Рассмотрев обращение, направленное ГКУ Амурской области "СА" (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "СБ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) информацию об ООО "СБ" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
В ходе рассмотрения Обращения 04.09.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 09.09.2024.
Заказчиком 12.04.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации и строительство объекта капитального строительства: "Дошкольное образовательное учреждение на 350 мест в Северном планировочном районе г. Благовещенск, Амурская область" (номер извещения в ЕИС - 0123200000323000713) (далее - Конкурс, Извещение).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 732 905 266,11 руб.
По результатам проведения Конкурса между Заказчиком и ООО "СБ" заключен государственный контракт от 17.05.2023 N 74 (далее - Контракт), цена которого составила 732 905 266,11 руб.
Из пункта 1.1 Контракта следует, что в соответствии с условиями Контракта ООО "СБ" обязуется выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации объекта капитального строительства: "Дошкольное образовательное учреждение на 350 мест в Северном планировочном районе г. Благовещенск, Амурская область" (далее - Объект), получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполнить строительно-монтажные работы по строительству Объекта капитального строительства, и иные действия, необходимые для выполнения работ по Контракту (далее - Работы), в соответствии с заданием на проектирование (приложение N 1 к Контракту), сметой контракта (приложение N 2 к Контракту), графиком исполнения контракта (приложение N 3 к Контракту), и передать результат Работ Заказчику, а Заказчик обязуется осуществлять приемку выполненных Работ и оплачивать их в порядке и сроки, установленные Контрактом, обеспечить получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного Объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта ООО "СБ" обязуется выполнить Работы по Контракту в соответствии с графиком исполнения контракта (приложение N 3 к Контракту). Срок выполнения Работ - с даты заключения Контракта до 23.12.2025.
Согласно пункту 2.2 Контракта Работы по Контракту выполняются ООО "СБ" в соответствии с графиком исполнения контракта (приложение N 3 к Контракту) (далее - График исполнения Контракта), а также разработанным на основании проектной документации графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3.1 к Контракту).
Графиком исполнения Контракта предусмотрены следующие сроки выполнения работ по отдельным этапам исполнения Контракта:
- этап 1.1: Инженерно-геологические изыскания. Срок выполнения - с даты заключения Контракта до 31.07.2023;
- этап 1.2: Инженерно-геологические изыскания (геофизические изыскания). Срок выполнения - с даты заключения Контракта до 31.07.2023;
- этап 1.3: Инженерно - экологические изыскания. Срок выполнения - с даты заключения Контракта до 31.07.2023;
- этап 1.4: Инженерно-гидрометеорологические изыскания. Срок выполнения - с даты заключения Контракта до 31.07.2023;
- этап 1.5: Инженерно-геодезические изыскания. Срок выполнения - с даты заключения Контракта до 31.07.2023;
- этап 1.6: Проектирование. Срок выполнения - с даты заключения Контракта до 31.05.2024;
- этап 1.7: Прохождение государственной экспертизы. Срок выполнения - с 03.06.2024 до 14.08.2024;
- этап 2.1: Строительно-монтажные работы. Срок выполнения - с 15.08.2024 до 23.12.2025;
В силу пункта 2.4 Контракта ООО "СБ" вправе с письменного согласия Заказчика досрочно выполнить работы, предусмотренные Контрактом, при этом ООО "СБ" не вправе требовать увеличения цены Контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.4 Контракта установлено, что Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 13.4.1 существенным нарушением при исполнении Контракта является нарушение, предусмотренное статьей 450 ГК РФ, а также, в частности, нарушение ООО "СБ" сроков выполнения Работ (этапов работ), предусмотренных Контрактом, более чем на 5 (пять) календарных дней.
В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 20.08.2024 N 08-02-4517 (далее - Решение) послужило существенное нарушение ООО "СБ" сроков выполнения Работ по Контракту.
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 20.08.2024 размещено Решение в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления ООО "СБ" о принятом Заказчиком Решении является 20.08.2024.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из содержания части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока ООО "СБ" нарушения не устранены, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 02.09.2024.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчиком в соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе направлено Обращение в ФАС России 02.09.2024.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым работы по проведению инженерных изысканий, предусмотренные этапами 1.2, 1.4, 1.5, выполнены ООО "СБ" с просрочкой в 150 дней, просрочка выполнения работ по этапам 1.1, 1.3 составила 193 дня от установленного Графиком исполнения контракта срока.
Письмом от 16.05.2024 N 05/24-534 ООО "СБ" направило в адрес Заказчика разработанную проектную документацию на рассмотрение и согласование.
Ответным письмом от 20.05.2024 N 2673 Заказчик сообщил ООО "СБ" об отказе в согласовании представленной документации ввиду несоответствия использованных в расчетах уровней цен за определенный период, а также по причине указания ООО "СБ" в проектной документации стоимости строительства, превышающей цену Контракта, а именно 957 355 700 руб.
Заказчик письмом от 02.07.2024 N 08-02-3568 уведомил ООО "СБ" об истечении 31.05.2024 предусмотренного Графиком исполнения контракта срока выполнения работ по проектированию, а также запросил скорректированную в соответствии с предъявленными Заказчиком замечаниями проектную документацию.
Вместе с тем согласно письму от 06.08.2024 N 8/24-707 исправленная документация направлена ООО "СБ" в адрес Заказчика 06.08.2024. При этом Заказчиком по результатам рассмотрения проектной документации принято решение об отказе в согласовании в связи со значительным превышением содержащейся в документации стоимости Работ цены Контракта и отсутствием сравнительных расчетов, свидетельствующих о необходимости в увеличении стоимости Работ, что подтверждается письмом от 13.08.2024 N 4398.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что на момент принятия Заказчиком Решения просрочка выполнения работ по проектированию составляет 81 день, строительно-монтажных работ - 5 дней.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем ООО "СБ" на заседании Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что исполнение принятых по Контракту обязательств оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании предоставленных документов и сведений, Комиссия приходит к выводу, что ООО "СБ" не приняты меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация об ООО "СБ" подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "СБ" (<...>; ИНН: <...>; директор/участник юридического лица - С., ИНН: <...>) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "СБ" в Реестр считать дату размещения указанной информации в ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.