ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 17 декабря 2024 г. N 650
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 1-НО "АНКЕТА ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ" И УКАЗАНИЙ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", подпунктом 5.5 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, Порядком утверждения Федеральной службой государственной статистики форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2021 г. N 279, и в целях реализации позиции 1.30.20 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую форму федерального статистического наблюдения N 1-НО "Анкета выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании" и указания по ее заполнению.
2. Определить, что сбор первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения, утвержденной пунктом 1 настоящего приказа, осуществляется по состоянию на обследуемую неделю в апреле, июне, августе, сентябре 2025 года.
3. Первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения, утвержденной настоящим приказом, предоставляются в соответствии с указаниями по ее заполнению, по адресам и в сроки, которые указаны на бланке этой формы.
4. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы государственной статистики от 10 февраля 2020 г. N 52 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-НО "Анкета выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании".
Заместитель руководителя
С.Н. ЕГОРЕНКО
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Конфиденциальность гарантируется получателем информации
АНКЕТА ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
по состоянию на обследуемую неделю
в ________________________________________________ 2025 г.
апреле, июне, августе, сентябре
<*> Семизначный код профессии или специальности, направления подготовки
ПРОЧИТАЙТЕ ВСЛУХ В КОНЦЕ ОПРОСА!
Карточка 1 к вопросу 2: "Проходили ли Вы дополнительное или профессиональное обучение для профессионального или личного развития за последние 12 месяцев?"
К вопросу 5: "Какие навыки Вы осваивали во время этого обучения?"
К вопросу 11: "Что именно удалось развить (усовершенствовать) в результате активностей, которые Вы перечислили ранее?"
Карточка 3 к вопросу 8: "Какова цель этого обучения?"
Карточка 4 к вопросу 9: "По каким причинам за последние 12 месяцев Вы не проходили обучение?"
Карточка 5 к вопросу 10: "Использовали ли Вы в течение последних 12 месяцев какие-либо самостоятельные способы приобретения новых знаний и навыков?"
Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения
Выборочное наблюдение участия населения в непрерывном образовании (далее - Наблюдение) является дополнительным модулем к выборочному обследованию рабочей силы (далее - ОРС) и проводится в апреле, июне, августе и сентябре по адресам и в сроки проведения ОРС.
Обследуемым периодом для сбора сведений об участии населения в непрерывном образовании являются последние 12 месяцев перед опросом (в отличие от Анкеты выборочного обследования рабочей силы - Основной анкеты, в которой обследуемым периодом является неделя). Так, при опросе в апреле обследуемым периодом является период с апреля 2024 г. по апрель 2025 г., в июне - с июня 2024 г. по июнь 2025 г., в августе - с августа 2024 г. по август 2025 г., в сентябре - с сентября 2024 г. по сентябрь 2025 г. Например, если опрос проводится 15 апреля, то респондент отвечает о периоде с 16 апреля 2024 г. по 15 апреля 2025 г.
Опросу подлежат все лица в возрасте от 15 лет и старше включительно. Если респондент отсутствует на момент опроса, информация может быть получена от совместно проживающих членов семьи.
Порядковый номер опрашиваемого лица указывается из вопроса 1 (В99) Основной анкеты.
В целях данного статистического наблюдения под непрерывным образованием понимается образование в течение всей жизни. Оно включает все виды целенаправленной, организованной деятельности (в т. ч. самим индивидом), связанные с обучением, образованием на протяжении всей жизни человека с целью улучшения его знаний, навыков и компетенций в рамках личной, гражданской, социальной и (или) трудовой активности. В рамках Наблюдения выделяются формальное, неформальное (дополнительное образование и обучение) и информальное образование (самообразование).
К формальному образованию отнесены: основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре, ассистентуре-стажировке). Формальному образованию посвящены вопросы 1.1 - 1.3.
Неформальное образование рассматривается как дополнение к формальному, либо как его альтернатива. Часто завершается получением документа об образовании, но не всегда. Как и формальное образование, осуществляется с участием педагога, наставника. К неформальному образованию относятся дополнительные образовательные программы; курсы, реализуемые путем преподавания в классе; комбинированные теоретические и практические курсы, проводимые в форме открытого или заочного образования; частные уроки (при условии, что наставник осуществляет обучение в рамках своей основной деятельности и профессиональных отношений с учеником); подготовка на рабочем месте при участии наставника и др. В число неформальных программ включаются дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы. Неформальному образованию (дополнительное образование и профессиональное обучение) посвящены вопросы 2 - 9.
Информальное образование (самообразование) объединяет виды обучения, которые являются целенаправленными или тщательно спланированными, но не институционализированными. В это понятие входит самостоятельная деятельность для приобретения новых знаний, умений и навыков (кроме занятий, которые являлись составной частью других форм обучения). Может включать учебную деятельность в семье, на рабочем месте, по месту жительства и в повседневной жизни. Оно не фиксируется получением диплома или иного документа, но вносит вклад в расширение знаний и умений. Информальному образованию (самообразованию) посвящены вопросы 10 - 12.
Вопрос 1.1 "Обучались ли Вы в течение последних 12 месяцев с целью получения?"
Этот вопрос следует задавать всем респондентам. Речь идет о регулярном образовании и касается лиц, которые на момент опроса или в течение предшествующих 12 месяцев обучались в образовательных организациях или иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с целью получения основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре, ассистентуре-стажировке). Формы образования - очная, очно-заочная, заочная. Респонденты отмечают в вопросе только один код, который относится к последней освоенной (или осваиваемой) ими основной образовательной программе. Если респондент получил аттестат об основном общем или о среднем общем образовании и поступил в профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, то следует отметить образование более высокого уровня.
В случае, если респондент обучался в 2023/2024 - 2024/2025 годах в одной из следующих образовательных организаций высшего образования, в которой реализуется пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. N 343):
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта";
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)";
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСИС";
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет";
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II";
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет",
то уровень его образования отмечается следующим образом:
базовое высшее образование - код ответа 4;
специализированное высшее образование - магистратура (код ответа 6), ординатура, ассистентура - стажировка (код ответа 7);
профессиональное образование - аспирантура (код ответа 7).
Если респондент не обучался с целью получения образования, то следует отметить код "8" и перейти к вопросу 2.
Вопрос 1.2 "По названной Вами программе Вы обучаетесь в настоящее время?"
Вопросы 1.1 и 1.2 коррелируют с вопросами 12 (NASOBRAZ) и 14-1 (POL_OBR) Основной анкеты.
Если в Основной анкете в вопросе 12-1 (GOD_OKONCH) записан 2024 и в вопросе 12-2 (MES_OKONCH) для участвующих в обследовании в апреле - значение более 4, в июне - значение более 6, в августе - значение более 8, в сентябре - значение более 9 ИЛИ, если в вопросе 12-1 (GOD_OKONCH) записан 2025, нужно перенести ответ из вопроса 12 (NASOBRAZ) Основной анкеты в вопрос 1.1. и в вопросе 1.2 отметить код "2".
Если в вопросе 14-1 (POL_OBR) Основной анкеты отмечен один из кодов "1 - 7", то перенесите ответ в вопрос 1.1 и в вопросе 1.2 отметьте код "1".
Вопрос 1.3 "Назовите, пожалуйста, Вашу профессию или специальность, направление подготовки, по которому Вы обучаетесь" задается только тем респондентам, у которых в вопросе 1.1 отмечен один из кодов "2" - "7" и в вопросе 1.2 отмечен код "1" (сейчас проходит обучение с целью получения профессионального образования).
Если респондент проходил обучение с целью получения профессионального образования в течение последних 12 месяцев (в вопросе 12 (NASOBRAZ) Основной анкеты отмечен один из кодов "3", "4", "8", "9", "10", "11") и завершил это обучение, то автоматически перенести ответ из вопроса 14 (SPEC_OBR) в вопрос 1.3.
Вопрос 2 "Проходили ли Вы дополнительное или профессиональное обучение для профессионального или личного развития за последние 12 месяцев?" задается всем респондентам.
Основной признак обучения, охватываемого вопросом 2 - его организованность и системность. Такое обучение может быть связано как с трудовой сферой (причем независимо от того, работает человек в настоящее время или нет), так и с развитием личных способностей. Если респондент проходил несколько видов обучения, то следует зафиксировать все ответы. Обучение может быть очным, очно-заочным, заочным, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). Для лучшего понимания вопроса используется карточка - она передается в руки респондента. Но одновременно нужно вслух зачитать варианты ответов. Поясним содержание отдельных позиций.
Код 1 дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка), включая стажировки, могут получать только лица, уже имеющие (или получающие на момент опроса) среднее профессиональное или высшее образование. К этому обучению относится также обучение для получения квалификации мастера или доктора делового администрирования. Если в вопросе 34-3 Основной анкеты отмечен код "10" (NO_DOP10), то отметьте код "1".
Код 2 программы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по рабочим профессиям, курсы для получения новой профессии. Здесь не учитывается обучение в автошколах, оно учитывается отдельно под кодом "3". Если в вопросе 14-1 (POL_OBR) Основной анкеты отмечен код "8", то отметьте код "2" или "3". Если в вопросе 34-3 Основной анкеты отмечен код "8" (NO_DOP8), то отметьте код "3".
Код 4 под обучение на рабочем месте по обучающим материалам понимается обучение по инициативе работодателя по закрепленному плану c использованием профессиональной литературы, систематизированных материалов, например, учебных пособий, методических материалов, технических руководств, инструкций, другой технической документации.
Код 5 ученичество представляет собой инициируемую работодателем индивидуальную практическую деятельность на рабочем месте в присутствии (под контролем) наставника, включающую запланированные этапы обучения.
Код 6 и код 7 к этим категория относится теоретическое, практическое обучение или сочетающее теоретическую и практическую части. К ним, помимо лекций, конференций, конгрессов, семинаров, тренингов, также относятся мастерские, воркшопы. При этом если обучение проводится с определенной периодичностью, то следует отметить код "6", если оно было разовым - код "7". Обучение студентов в образовательных организациях не учитывается.
Код 9 включается обучение на массовых открытых онлайн-курсах (МООК), кроме являющихся частью обучения по программам среднего профессионального и высшего образования. Примерами специализированных онлайн-платформ являются "Лекториум", "Универсариум", "Открытое образование".
Код 10 включаются все другие курсы, помимо перечисленных выше в этом вопросе, которые не предполагают получение документа о квалификации государственного образца.
Код 11 дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и взрослых, наиболее распространенными из них являются различные кружки, секции, студии, ансамбли, оркестры, коллективы или другие объединения, работающие по образовательной программе дополнительного образования детей определенной тематики в рамках разных направленностей (художественной, технической, туристико-краеведческой, социально-педагогической и других).
Если респондент не проходил дополнительное обучение, следует отметить код 14, и перейти к вопросу 9.
Вопрос 3 "Какое обучение из перечисленных Вами в предыдущем вопросе было наиболее важным?" задается, если респондент, проходил дополнительное обучение. Из указанных респондентом вариантов в вопросе 2, нужно выбрать одно обучение, которое является наиболее важным, приоритетным с учетом приобретаемых знаний, навыков, умений и указать его в вопросе 3.
Обратите внимание респондента, что вопросы 4 - 8 касаются только самого важного обучения, указанного в вопросе 3.
Вопрос 4 "По чьей инициативе проходило это обучение?".
Личная инициатива относительно получения дополнительного образования может быть связана как с работой, так и с сугубо личными интересами. Респондент сам определяется с тем, что было в данном случае основным посылом участия в обучении.
Под кодом 1 "По инициативе работодателя" подразумевается обучение, связанное с работой. В отдельных случаях оно может быть обязательным. Например, это обязательное для некоторых категорий работников повышение квалификации через определенный период времени. Это могут быть занятия, организованные работодателем для сотрудников, или рекомендация руководства. При этом работодатель может финансировать обучение своего работника полностью или частично. Но возможны и любые иные варианты оплаты респондентом такого обучения.
В вопросе 5 "Какие навыки Вы осваивали во время этого обучения?" респондент должен выбрать все те навыки, которые он развивал (совершенствовал) во время обучения. Остановимся подробнее на описании отдельных навыков.
Код 1 "Профессиональные навыки, необходимые для выполнения профессиональной деятельности" - навыки и компетенции для выполнения профессиональной деятельности, включая способность применять профессиональные знания, использовать устройства, технологии, методы, материалы, инструменты, необходимые для выполнения рабочих обязанностей, а также знание материалов, с которыми связана работа, производимых товаров и услуг.
Код 2 навыки "Подготовка аналитических, методологических или научных текстов" включают навыки подготовки статей, докладов, других публикаций, методических пособий, технических документов.
Код 3 "Поиск, интерпретация и обобщение информации" подразумевают навыки работы с информацией, умение составлять поисковые запросы, систематизировать информацию и формировать итоги, выводы.
Код 4 "Цифровые навыки, используемые в повседневной жизни" - навыки использования цифровых устройств, включая персональный компьютер, планшет, смартфон, навыки разработки, использования программного обеспечения, программирования.
Код 5 "Иностранные языки" отражает способность общаться на иностранном языке.
Код 6 навыки "Применение нормативных документов (основ законодательства)" - навыки использования знаний в правовой сфере при решении практических задач.
Код 7 "Навыки решения проблем, поиск новых идей, приемов работы" - продумывание решений проблем, выявление и устранение причины проблем, поиск более эффективных подходов для решения рабочих задач.
Код 8 "Разработка новых продуктов, изделий, услуг" отражает навыки, необходимые от разработки идей до их реализации в виде продуктов, изделий, услуг, включая формирование стратегии продукта, его разработки, прототипирования, тестирования и др.
Код 9 "Управление проектами, коллективом" - эти навыки необходимы для эффективного планирования, бесперебойного управления проектной командой, коллективом, включая обучение и инструктирование персонала, а также для качественного выполнения и завершения проекта в срок. Например, в числе этих навыков учитывается умение делегировать задачи, снижать риски, составлять бюджет.
Код 10 навыки "Работа в команде" включают кооперирование и взаимодействие с коллегами, разделение обязанностей и установление сроков для их выполнения, обмен информацией с коллегами.
Код 11 "Навыки работы с клиентами" - это навыки продажи продуктов/сервисов, решения возникающих вопросов, консультирование, помощь клиентам или покупателям, а также навыки ведения переговоров, установления контактов.
Код 12 "Навыки предпринимательства" охватывают целый ряд компетенций, которые позволяют выявлять и использовать возможности для создания и развития успешного бизнеса.
Вопрос 6 "Какова длительность этого обучения?".
Ответ выбирается с учетом длительности всего курса, программы или иного обучения. Если обучение по образовательной программе или курсу еще продолжается, указывается плановая длительность этой программы или курса.
Вопрос 7 "За счет каких средств оплачивалось это обучение?" предполагает возможность выбора нескольких вариантов. Например, если имело место софинасирование и обучение оплачивалось частично самим респондентом, частично работодателем, то следует отметить коды "2" и "3".
Варианты финансирования обучения, не включенные в подсказки, фиксируются по позиции "Другие источники". Например, если респондент заявил, что его учебу оплачивала общественная организация, партия, движение, фонд, спонсор (частное лицо), то этот ответ следует зафиксировать в позиции "Другие источники". Волонтерское обучение - это обучение, которое со стороны поставщика образовательной услуги осуществляется на добровольной основе, которое могут проводить представители волонтерских движений, студенты, активисты, также следует отнести к варианту "Другие источники".
Вопрос 8 "Какова цель этого обучения?".
Допускается несколько ответов. Если респондент заявит о том, что не преследовал никакой определенной цели ("за компанию", что вполне возможно и у молодежи, и у пожилых), интервьюер должен уточнить: Вас заинтересовала эта тема (то есть это расширение кругозора)? Или Вам все же хотелось увидеть новых заинтересованных людей (то есть это расширение круга общения)? Если же более точного ответа он не получит, следует отметить позицию "Другое". После выбора ответа на этот вопрос следует перейти к вопросу 10.
Вопрос 9 "По каким причинам за последние 12 месяцев Вы не проходили обучение?" задается только респондентам, не проходившим обучение (в вопросе 2 отмечен код "14"). Допускается несколько ответов.
На вопрос 10 "Использовали ли Вы в течение последних 12 месяцев какие-либо самостоятельные способы приобретения новых знаний и навыков?" должны отвечать все респонденты. Допускается несколько ответов.
Самообразование может осуществляться с использованием печатных материалов, аудио- и видеоматериалов, компьютерных программ, материалов из сети Интернет, а также путем посещения музеев, выставок, достопримечательностей и прочего.
Основное отличие самообразования состоит именно в неорганизованном (не структурированном) характере приобретения знаний. Также необходимо помнить, что речь идет именно о приобретении знаний и навыков, но не о занятии той или иной деятельностью. Например, если респондент учится играть на гитаре по самоучителю, то он действительно занимается освоением навыков. Но если он просто играет на гитаре, то это нельзя рассматривать как освоение новых навыков.
Например, если респондент заявит о том, что он занимался йогой, изучал приемы той или иной спортивной активности, правила спортивных игр по книге или видеофильму, то следует отметить код "17". Если у него были занятия по физической культуре под руководством инструктора, тренера, также следует отметить код "17". А если он самостоятельно занимался физической культурой или каким-либо видом спорта, играл в спортивные игры, то эту активность к самообразованию относить не следует.
Код 13 "Экскурсии в музеях, по историческим, природным и промышленным объектам": для целей данного наблюдения под просмотром природных объектов понимается посещение с экскурсоводом природных ландшафтов и составляющих их элементов (например, гор, рек, озер, национальных парков).
Код 14 "Посещение образовательных и просветительских мероприятий в центрах обучения, учебно-информационных центрах, библиотеках, клубах" включает участие в образовательных и просветительских мероприятиях по вопросам финансовой, правовой, информационной грамотности, грамотности в сфере ЖКХ, бюджетной грамотности и другим.
Код 16 "Клубы для изучения иностранных языков" включает любительские занятия, встречи, объединяющие людей для развития навыков общения на иностранном языке.
По вопросу 11 "Что именно удалось развить (усовершенствовать) в результате активностей, которые Вы перечислили ранее?" используется перечень навыков, аналогичный представленному в вопросе 5, в этой связи следует ориентироваться на определения навыков из указаний по вопросу 5.
На вопрос 12 "Хотели бы Вы в течение ближайших 12 месяцев получить образование, пройти какое-либо обучение?" должны ответить все респонденты. Допускается только один ответ. Для респондентов, которые дали отрицательный ответ, то есть не хотели получить образование, пройти обучение, опрос заканчивается.
Для остальных опрос заканчивается вопросом 13 "С чем в большей степени связано Ваше желание получить образование, пройти какое-либо обучение?".