Решение ФАС РФ от 03.10.2024 по делу N 24/44/104/347

"Об отказе во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей): заказчиком не предоставлены информация и документы, подтверждающие отсутствие у ООО оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта"
Редакция от 03.10.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 3 октября 2024 г. по делу N 24/44/104/347

ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение о включении информации об ООО "И" (далее - Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), направленное ППК "Е" (далее - Заказчик),

установила:

Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию о Подрядчике для включения в Реестр.

В ходе рассмотрения Обращения 02.10.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения материалов дела в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.10.2024.

Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.

Между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции, включая поставку оборудования на объекте: "Реконструкция и строительство комплекса зданий, <...>" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Смоленский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Реконструкция здания бассейна в общежитие блочного типа для обучающихся государственного медицинского университета" от 13.03.2024 N 0995400000224000001, цена которого составила 751 623 791,11 руб. (далее - Контракт).

Согласно пункту 2.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить предусмотренные Контрактом работы по реконструкции объекта капитального строительства и поставке оборудования в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом.

В соответствии с пунктом 4.3 Контракта дата окончания работ - не позднее 661 календарных дней с даты заключения Контракта.

Пунктом 10 приложения N 1 к Контракту установлены сроки этапов исполнения Контракта:

- по реконструкции и поставке оборудования - 483 дня;

- получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации - 30 дней;

- получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также выполнения иных обязательств, установленных Контрактом - 148 дней.

Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Пунктом 13.2 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

Пунктом 17.1 Контракта установлено, что Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.

Согласно Обращению в регламентированный Контрактом срок Заказчиком не осуществлены действия, направленные на исполнение встречных обязательств по Контракту, в связи с чем Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 13.09.2024 N 753 (далее - Решение).

Решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 13.09.2024.

В соответствии с пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, поставщик (подрядчика, исполнителя) с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в ЕИС.

В силу пункта 3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Учитывая изложенное, датой надлежащего уведомления Заказчика о принятом Решении является 13.09.2024.

Частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 24.09.2024.

В соответствии с частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.

Заказчиком направлено Обращение в адрес ФАС России 27.09.2024.

На заседании Комиссии установлено следующее.

Подрядчиком получены результаты технической экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 17.05.2024 N 11/05 и 21.05.2024 N 12/05, согласно которым в проектной документации и в отчете об инженерно-геодезических изысканиях выявлен перечень недостатков, влияющих на выполнение работ.

На основании полученных результатов экспертизы Подрядчик письмом от 05.06.2024 N 448 обратился к Заказчику с предложением о внесении изменении в виды работ, предусмотренные Контрактом, в ответ Заказчик письмом от 18.06.2024 N ППК-1-11553/2024 запросил пакет документов для проведения технической комиссии в соответствии с пунктом 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Вместе с тем пунктом 3.8 статьи 49 Грк РФ не установлен перечень документации, необходимый для внесения изменений в документацию контракта, а в качестве обоснования необходимости внесения изменений в документацию Подрядчиком была представлена независимая экспертиза.

Подрядчик письмом от 04.07.2024 N 543 сообщил Заказчику о выполнении комплекса работ по демонтажу конструкций бассейна, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 26.06.2024 N 1.

Письмом от 13.08.2024 N 659 Подрядчик предложил Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон в связи с необходимостью корректировки проектной документации ввиду существенных недостатков, выявленных экспертизами от 17.05.2024 N 11/05 и 21.05.2024 N 12/05, в ответ Заказчик письмом от 23.08.2024 N ППК-1-16950/2024 отказал Подрядчику в расторжении Контракта по соглашению сторон, так как при подписании Контракта Подрядчик соглашался на его условия.

Письмом от 30.08.2024 N 719 Подрядчик уведомил о приостановлении работ в связи невозможностью выполнения работ по действующей проектной документации Контракта, а также необходимости внесения изменения в работы, в ответ Заказчик письмом от 19.09.2024 N ППК-1-19129/2024 направил приложение к внутреннему положению Заказчика, в соответствии с которым Подрядчику надлежало представить документацию для дальнейшего согласования Заказчиком.

Вместе с тем Комиссией установлено, что форма для внесения изменений в документацию, утвержденная Заказчиком, не является составной частью Контракта и не представлялась Подрядчику ранее в ответ на письмо от 05.06.2024 N 448.

В соответствии с пунктом 8.3.14 Контракта если в процессе выполнения работ выясняется неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работ, Подрядчик обязан приостановить работу, поставив об этом в известность Заказчика письменно с соответствующим обоснованием в течение трех рабочих дней после приостановления работ. В этом случае стороны обязаны в течение десяти дней рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения работ.

Заказчиком письмами от 23.08.2024 N ППК-1-16912/2024 и 23.09.2024 N ППК-1-19426/2024 начислены штрафы в размере 571 508, 64 руб. и 900 000 руб. за просрочку исполнения обязательств Подрядчику, в ответ на которые Подрядчиком были направлены письма о несогласии с начисленными штрафами от 09.09.2024 N 744 и от 01.10.2024 N 791 ввиду отсутствия просрочки исполнения обязательств по Контракту. Комиссией установлено, что согласно пункту 4.3 Контракта, а также сведениям, размещенным в ЕИС, срок исполнения обязательств по Контракту установлен до 19.02.2026. Кроме того, срок по реконструкции и поставке оборудования, установленный пунктом 10 приложения N 1 к Контракту не наступил.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно пункту 11 Приложения N 1 к Контракту в случае выявления при производстве строительно-монтажных работ несоответствий в рабочей и проектной документации Подрядчик обеспечивает ее корректировку. Внесение изменений в проектную документацию получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, подлежит повторной государственной экспертизе за счет Подрядчика.

Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно пунктам 8.3.5 и 8.3.9 Контракта замена утвержденных проектных решений, в том числе влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта происходит по письменному согласованию с Заказчиком, следовательно, Подрядчик не имел возможности направить измененную документацию на государственную экспертизу без осуществления обязанности по согласованию изменений с Заказчиком.

Комиссией также установлено, что запрашиваемая Заказчиком документация с корректировкой без увеличения цены Контракта, а также проект дополнительного соглашения были направлены Подрядчиком письмом от 19.09.2024 N 762, и оставлены Заказчиком без ответа.

В связи с неполучением ответа по вопросу подписания дополнительного соглашения Подрядчиком 13.09.2024 принято и размещено в ЕИС Решение.

В соответствии с частью 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в том числе, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

На основании предоставленных документов и сведений, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не предоставил информацию и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа Подрядчика от исполнения Контракта, в связи с чем информация об ООО "И" не подлежит включению в Реестр.

Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,

решила:

Информацию, представленную Заказчиком об ООО "И" (ИНН: <...>) в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения Контракта, в Реестр не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.