Решение ФАС РФ от 25.10.2024 N 223ФЗ-373/24

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 25.10.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2024 г. N 223ФЗ-373/24

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Х" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России - заместителя начальника правового отдела N 3 Управления контроля размещения государственного заказа Ахмедова А.Р.,

членов Комиссии ФАС России:

начальника отдела рассмотрения жалоб N 3 Управления контроля размещения государственного заказа Вышегурова И.Х.,

консультанта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Стаина М.А.,

при участии представителей:

МУП "В": А.Э. (доверенность от 15.08.2024 N 04-09/205, З. (доверенность от 13.08.2023 N 04-09/165), К. (доверенность от 13.08.2024 N 04-09/166), Р. (доверенность от 19.08.2024 N 04-09/173),

ООО "Х": Х. (доверенность от 15.09.2023 б/н),

представители АО "Т" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Х" от 27.09.2024 N 1, направленную письмом Свердловского УФАС России от 08.10.2024 N ОК/18436/24, на действия (бездействие) заказчика МУП "В" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку коагулянта Полиоксихлорид алюминия (полиалюминий гидроксид хлорид, алюминий гидроксид хлорид, алюминий оксихлорид, полиалюминий хлорид, полиалюминий гидрохлорид) (извещение N 32413987165, размещенное в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Х" (далее - Заявитель) от 27.09.2024 N 1, направленная письмом Свердловского УФАС России от 08.10.2024 N ОК/18436/24, на действия (бездействие) заказчика МУП "В" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку коагулянта Полиоксихлорид алюминия (полиалюминий гидроксид хлорид, алюминий гидроксид хлорид, алюминий оксихлорид, полиалюминий хлорид, полиалюминий гидрохлорид) (извещение N 32413987165, размещенное в ЕИС) (далее соответственно - Жалоба, Аукцион).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд для нужд МУП "В", утвержденным приказом генерального директора МУП "В" от 22.08.2023 N ПО/847 (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), Аукционной документацией (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено в ЕИС - 13.09.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 756 000 000 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.10.2024;

4. На участие в Аукционе подано 3 заявки участников закупки;

5. Дата рассмотрения заявок участников закупки - 03.10.2024;

6. По результатам рассмотрения заявок участников Аукциона соответствующими требованиям Документации признаны 2 заявки участников закупки;

7. Дата подведения итогов Аукциона - 08.10.2024;

8. По результатам подведения итогов победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером заявки "327569" (далее - Победитель) с предложением о цене договора в размере 752 220 000 руб.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения Жалобы Заявителя 16.10.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 25.10.2024.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Организатора и Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Документации при рассмотрении заявок на участие в Аукционе участник закупки не допускается закупочной комиссией к участию в закупке в том числе в случае несоответствия заявки на участие в закупке требованиям Документации.

В соответствии с пунктами 10, 11 раздела 4 Документации участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе предоставляются документы, подтверждающие его соответствие требованиям Документации, а именно экспертное заключение о соответствии продукции единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (в соответствии с пунктом 3.7 ГОСТ Р 51232-98 "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества", и пунктом 4.3 "Свода правил эксплуатации централизованных систем, сооружений водоснабжения и водоотведения" СП 517.1325800.2022 (утвержденных Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 06.06.2022 N 453/пр), экспертном заключении должна быть указана область применения - хозяйственно-питьевое водоснабжение, а также документ на товар, регламентирующий требования к сырью и материалам, применяемым при производстве коагулянта (технические условия или стандарт организации или технологический регламент), действующий на момент подачи заявки на участие в закупке. Вместе с тем установлено, что качество товара должно соответствовать действующим в Российской Федерации стандартам, техническим условиям и иным установленным требованиям к подобному виду товаров и подтверждаться соответствующими документами.

Аналогичные требования установлены в пункте 15 технического задания раздела 3 Документации (далее - Техническое задание).

Пунктом 3.1 Технического задания предусмотрено, что требования к сырью, упаковке, маркировке, безопасности, методам анализа, окружающей среде установлены в соответствии с ГОСТ 34879-2022 "Полиоксихлорид алюминия. Технические условия".

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 03.10.2024 N 389-А(ЭЛ)/1 заявка Заявителя отклонена на основании подпункта 2.1 пункта 2 раздела 1 Документации, ввиду несоответствия предлагаемого Заявителем к поставке товара требованиям технического задания Документации, а именно не представлены документы, установленные пунктами 10, 11 раздела 4 Документации.

В соответствии с техническим заданием Документации к поставке подлежит коагулянт высокоосновный полиоксихлорид алюминия (полиалюминий гидроксид хлорид, алюминий гидроксид хлорид, алюминий оксихлорид, полиалюминий хлорид, полиалюминий гидрохлорид) (далее - Продукция).

1. На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что в составе заявки Заявителя представлен ГОСТ 34879-22 "Полиоксихлорид алюминия. Технические условия", сертификат соответствия от 25.09.2023 N РОСС RU.HE06.H13025, подтверждающий соответствие Продукции ГОСТ 34879-22, в связи с чем Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что в составе заявки Заявителя не представлен документ на товар, регламентирующий требования к сырью и материалам, применяемым при производстве Продукции, а именно технические условия или стандарт организации или технологический регламент, в связи с чем заявка Заявителя на основании подпункта 2.1 пункта 2 раздела 1 Документации отклонена.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное формирование технических условий на каждый вид производимой продукции при наличии ГОСТа.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Документацией установлено избыточное требование к составу заявки участников Аукциона в части представления технических условий на Продукцию.

2. На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что в составе заявки Заявителя представлено экспертное заключение от 22.08.2023 N 106 (далее - Экспертное заключение), выданное в соответствии с главой 2 раздела 19 "Требования к химической и нефтехимической продукции производственного назначения", утвержденное решением комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 219, что послужило вторым основанием для отклонения заявки Заявителя, поскольку область применения Экспертного заключения не соответствует требованиям пункта 10 раздела 4 Документации.

В соответствии с подпунктом 5.2.1 пункта 5 раздела 5 Положения о закупке участник закупки должен соответствовать обязательным требованиям, в том числе обладать необходимыми документами, подтверждающими соответствие товара требованиям законодательства Российской Федерации, если данные требования установлены с действующим законодательством Российской Федерации.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Документацией установлено избыточное требование к составу заявки участников Аукциона в части представления в составе заявки экспертного заключения, поскольку законодательством Российской Федерации, Положением о закупке не предусмотрено установление данного требования.

Вместе с тем установление требования о предоставлении экспертного заключения к участникам закупки на момент подачи заявки ограничивает возможность участия в закупке организаций, не обладающих на момент подачи заявки экспертным заключением, но имеющих возможность представить указанный документ при исполнении договора.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно установившего требование о предоставлении в составе заявки технических условий, а также экспертного заключения, и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Х" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 27.09.2024 N 1, направленную письмом Свердловского УФАС России от 08.10.2024 N ОК/18436/24, на действия (бездействие) заказчика МУП "В" (ИНН: <...>; ОГРН: <...> при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку коагулянта Полиоксихлорид алюминия (полиалюминий гидроксид хлорид, алюминий гидроксид хлорид, алюминий оксихлорид, полиалюминий хлорид, полиалюминий гидрохлорид) (извещение N 32413987165, размещенное в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Признать МУП "В" нарушившим требования части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 25.10.2024 по делу N 223ФЗ-373/24.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.10.2024 по делу N 223ФЗ-373/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
А.Р. АХМЕДОВ

Члены Комиссии ФАС России
И.Х. ВЫШЕГУРОВ
М.А. СТАИН