ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2024 г. N 223ФЗ-385/24
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ САО "В" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России - <...>,
<...>,
<...>,
при участии представителей:
АО "Ч": <...> (доверенность от 27.12.2023 N 78/94),
ООО "А": <...> (доверенность от 27.02.2024 N 10/24),
САО "В": <...> (доверенность от 27.11.2023 N 2153-Д); <...> (доверенность от 24.08.2024 N 1532-Д),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу САО "В" б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО "А" при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг добровольного медицинского страхования (извещение N 240000291500311, размещенное на сайте www.astgoz.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба САО "В" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) оператора специализированной электронной площадки ООО "А" (далее - Оператор) при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг добровольного медицинского страхования (извещение N 240000291500311, размещенное на сайте www.astgoz.ru) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочной документацией (далее - Документация) установлено, что заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.astgoz.ru.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": https://www.astgoz.ru, регулируются Регламентом организации и проведения закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц с использованием ООО "А", утвержденным приказом Генерального директора ООО "А" <...> от 24.06.2024 N 2407-2024/1 (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно извещению об осуществлении закупки (далее - Извещение), Документации, протоколам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение размещено на сайте Оператора - 09.10.2024.
2. Начальная (максимальная) цена договора - 23 745 000 руб.
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 21.10.2024.
4. Дата рассмотрения заявок участников Запроса предложений - 24.10.2024.
5. На участие в Запросе предложений подано 3 заявки от участников закупки.
6. Дата оценки и сопоставления, подведения итогов закупки - 30.10.2024.
Согласно доводу Жалобы Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заявитель не смог принять участие в Запросе предложений.
Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Оператор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Документации и Регламента.
Рассмотрев представленные Заявителем материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) с 01.09.2024 в случае, если от имени юридического лица действует его представитель (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или иное юридическое лицо), уполномоченный действовать от имени юридического лица на основании доверенности, выданной юридическим лицом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, любой электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью такого представителя юридического лица. Одновременно представляется доверенность от имени юридического лица в электронной форме посредством ее включения в электронный пакет документов - машиночитаемая доверенность (далее - МЧД).
Комиссия ФАС России установила, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений 21.10.2024 в 10:00.
Из Жалобы следует, что 21.10.2024 в 09:58 у Заявителя из-за наличия технической ошибки на сайте Оператора отсутствовала возможность подачи ценового предложения в ходе проведения Запроса предложений ввиду отсутствия МЧД в личном кабинете на сайте Оператора.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представили сведения и пояснили, что участие в Запросе предложений осуществлялось сотрудником Заявителя, который в соответствии с положениями пункта 2 статьи 17.2 Закона N 63-ФЗ имеет право действовать только с предоставлением МЧД.
Вместе с тем согласно представленным Заявителем и Оператором сведениям при подаче заявки на участие в Запросе предложений у Заявителя отсутствовала прикрепленная в личном кабинете на сайте Оператора МЧД на доверенного сотрудника организации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил сведения и пояснил, что на момент подачи заявки 21.10.2024 в 09:58 в личном кабинете Заявителя отсутствовала прилагаемая МЧД, вместе с тем МЧД загружена в личный кабинет в 09:59. При этом в 10:02 при повторной попытке подачи заявки на участие в Запросе предложений Заявителем программно-техническим комплексом Оператора заявка Заявителя возвращена ввиду истечения срока подачи заявок на участие в Запросе предложений.
Кроме того, согласно представленным Оператором сведениям программно-технический комплекс Оператора в период проведения Запроса предложений работал в штатном режиме, без технических сбоев, что также подтверждается успешно поданными заявками участников Запроса предложений.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Оператора не противоречат требованиям Закона о закупках, Регламента и Документации, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
решила:
Признать жалобу САО "В" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) б/д б/н на действия (бездействие) оператора специализированной электронной площадки ООО "А" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг добровольного медицинского страхования (извещение N 240000291500311, размещенное на сайте www.astgoz.ru) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.