ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2024 г. N 223ФЗ-386/24
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "П" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России - заместителя начальника управления Управления контроля размещения государственного заказа Кузнецовой Е.С.,
членов Комиссии ФАС России:
главного специалиста-эксперта отдела нормотворчества Управления контроля иностранных инвестиций Разуваевой А.Н.,
специалиста 1 разряда отдела рассмотрения жалоб N 3 Управления контроля размещения государственного заказа Хачатурянца А.А.,
при участии представителей:
ОАО "РА": Г. (доверенность от 30.11.2022 N ЦДЗС-121/Д),
ООО "П": К.В. (решение от 20.02.2018 б/н),
представители ООО "РБ" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "П" от 14.10.2024 N 323 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива моторного по смарт-картам (извещение N 2180/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "П" (далее - Заявитель) от 14.10.2024 N 323 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива моторного по смарт-картам (извещение N 2180/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа в случае признания жалобы обоснованной может принять решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением совета директоров ОАО "РА" от 28.06.2018 (протокол N 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО "РА" от 22.06.2023 (протокол N 13)) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), конкурсной документацией (далее - Документация):
1. Извещение размещено на сайте Оператора - 27.09.2024.
2. Начальная (максимальная) цена договора - 741 422 162,98 руб.
3. Дата окончания срока подачи заявок - 28.10.2024.
4. На участие в закупке поданы заявки 3 участников закупки.
5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе - 12.11.2024.
6. Дата подведения итогов - 12.11.2024.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 23.10.2024 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 29.10.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование, ограничивающее количество участников.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с подпунктом 1.9.1 Документации "участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для поставки топлива моторного по смарт-картам, а именно участнику необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие договорных отношений с автозаправочными станциями (далее - АЗС), либо аренды АЗС, либо наличие в собственности на территории нескольких субъектом Российской Федерации (суммарно не менее 1248 АЗС).
В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.
В подтверждение наличия производственных мощностей (ресурсов) участник в составе заявки должен представить:
- документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры) подтверждающие договорные отношения с АЗС указанных в приложении N 1.3 Документации формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов;
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной в приложении N 1.3 Документации.
Пунктом 1.9.2 Документации установлено, что у Участника должна быть возможность обеспечения Заказчика смарт-картами в количестве 2000 шт., в течение 3 (трех) дней с даты получения письменной заявки от Заказчика в соответствии с условиями проекта договора, являющегося приложением N 1.2 к Документации, а также возможность по обслуживанию смарт-карт в течение срока действия договора (приложение N 1.2 к Документации) и в соответствии с его условиями.
В подтверждение соответствия указанному в пункте 1.9.2 Документации квалификационному требованию участник в составе заявки должен представить:
- справку (в свободной форме, подписанную лицом, имеющим полномочия действовать от имени участника при проведении конкурса, заверенную печатью участника (при ее наличии) о наличии у участника возможности обеспечения Заказчика смарт-картами в полном объеме, предусмотренном настоящим пунктом конкурсной документации, в течение 3 (трех) дней с даты получения соответствующей письменной заявки Заказчика в соответствии с условиями проекта договора, являющегося приложением N 1.2 к Документации, и обслуживания смарт-карт в течение срока действия договора и в соответствии с его условиями (приложение N 1.2 к Документации).
Пунктом 3.6.5.1 Документации установлено, что участник закупки не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных документацией о закупке, в том числе: непредставление определенных документацией о закупке документов и/или предоставления информации об участнике закупки или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности.
В соответствии с пунктом 3.6.5.4 Документации установлено, что участник закупки не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных документацией о закупке, в том числе в случае несоответствия заявки требованиям документации о закупке, а именно:
- заявка не соответствует форме, установленной документацией о закупке, не содержит документов, иной информации согласно требованиям документации о закупке;
- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями документации о закупке);
- техническое предложение не соответствует требованиям документации о закупке.
Изучив положения пунктов 1.9.1, 1.9.2 Документации, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки.
Установление в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии на этапе подачи заявки материально-технических ресурсов налагает на участника дополнительные финансовые обязательства для целей принятия участия в Конкурсе и приводит к ограничению количества участников закупки.
Требование о наличии материально-технических ресурсов, являющееся основанием для допуска на участие в Конкурсе, не может быть установлено без соблюдения баланса частных интересов заказчика и публичных интересов, которые включают в себя следующее: расширение количества участников торгов, предотвращение различных злоупотреблений и недопущение ограничения конкуренции на торгах, что установлено Законом о защите конкуренции, а также Законом о закупках. При этом, рассматривая установленное в Документации требование, признать его соответствующим указанным принципам закупочной деятельности не представляется возможным, поскольку соответствие участника вышеуказанному требованию не является гарантией надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование к участникам закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требование пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.
Таким образом, Комиссия ФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
1. Признать жалобу ООО "П" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 14.10.2024 N 323 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива моторного по смарт-картам (извещение N 2180/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.
2. Признать ОАО "РА" нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ОАО "РА", ООО "РБ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 29.10.2024 по делу N 223ФЗ-386/24.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 29.10.2024 по делу N 223ФЗ-386/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
Е.С. КУЗНЕЦОВА
Члены Комиссии
ФАС России
А.Н. РАЗУВАЕВА
А.А. ХАЧАТУРЯНЦ