Решение ФАС РФ от 30.10.2024 по делу N 11/01/10-16/2024

"Об удовлетворении заявления: общество признано нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в результате невключения в типовую форму договора межоператорского обмена услуги по доставке почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа"
Редакция от 30.10.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2024 г. по делу N 11/01/10-16/2024

Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено 30 октября 2024 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 11/01/10-16/2024 в составе: Председателя Комиссии - <...>; членов Комиссии: <...>; <...>; <...>; <...> (далее - Комиссия),

рассмотрев дело N 11/01/10-16/2024 по признакам нарушения акционерным обществом "П" (адрес: <...>; ИНН/КПП <...>/<...>; ОГРН <...>) (далее - АО "П") пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в навязывании контрагенту невыгодных условий договора, путем невключения в типовую форму договора межоператорского обмена услуги по доставке почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа,

в присутствии на заседании представителей АО "П" <...>, <...>, <...>, <...>, а также представителей НО "С" <...>, <...>,

установила:

В ФАС России поступило заявление некоммерческой организации "С" (адрес: <...>; ИНН/КПП <...>/<...>; ОГРН <...>) от 19.12.2023 N 182 (вх. от 19.12.2023 N 202326-ЭП/23) (далее - НО "С") о наличии в действиях АО "П" признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения указанного заявления установлено следующее.

Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам, оказываемым с использованием сети общедоступной почтовой связи, реализуемым субъектами естественных монополий, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), регламентированы Правилами недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 1640 (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил услуга межоператорского обмена - комплекс производственно-технологических операций, осуществляемых с использованием производственных мощностей сети общедоступной почтовой связи, включающий в себя в том числе операции по обработке, перевозке, доставке (вручению) письменной корреспонденции.

АО "П" включено в Реестр субъектов естественных монополий в Раздел I "Услуги общедоступной почтовой связи" приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 23.08.2005 N 394-с "О включении (исключении) организаций в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль".

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставление доступа к услугам межоператорского обмена осуществляется на основании договора о предоставлении доступа к услугам межоператорского обмена.

Необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными пользователями услугами межоператорского обмена в случае наличия технологической и экономической возможности оказания услуг межоператорского обмена, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, не допускается.

Таким образом, АО "П", как субъект естественной монополии, на основании заявления обязано предоставить доступ к сети общедоступной почтовой связи путем заключения договора межоператорского обмена.

В соответствии с пунктом 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минцифры России от 17.04.2023 N 382 (далее - Правила почтовой связи), почтовые отправления (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) принимаются оператором почтовой связи от отправителя:

а) без выдачи ему квитанции и доставляются (вручаются) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения;

б) с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью, где почтовое отправление, принимается оператором почтовой связи от отправителя с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем).

Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, уведомлением о вручении и наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.

Согласно пункту 9 Правил договор о предоставлении доступа к услугам межоператорского обмена заключается в письменной форме и должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень объектов сети почтовой связи, в которых предоставляется доступ к услугам межоператорского обмена (наименование, местонахождение);

б) перечень услуг межоператорского обмена;

в) объем, состав, сроки, условия и порядок оказания услуг межоператорского обмена;

г) требования к письменной корреспонденции, пересылаемой в рамках услуг межоператорского обмена (в том числе требования к количеству, весу, размеру, упаковке и оформлению письменной корреспонденции);

д) ответственность владельца сети общедоступной почтовой связи за нарушение объема и состава услуг межоператорского обмена;

е) ответственность пользователя услугами межоператорского обмена за нарушение требований к письменной корреспонденции и условий предоставления услуг межоператорского обмена;

ж) размер, порядок предоставления и сроки оплаты межоператорского обмена;

з) срок действия договора;

и) порядок приостановления исполнения, изменения и расторжения договора.

Согласно пункту 6 Правил при организации доступа к услугам межоператорского обмена владелец сети общедоступной почтовой связи обязан в каждом таком объекте сети общедоступной почтовой связи предоставить следующие услуги:

межоператорский обмен с обработкой, перевозкой и доставкой (вручением) письменной корреспонденции адресату;

межоператорский обмен с обработкой и перевозкой письменной корреспонденции между объектами почтовой связи, определенными для оказания услуг межоператорского обмена;

межоператорский обмен с перевозкой письменной корреспонденции по определенному маршруту.

Учитывая, что услуга межоператорского обмена содержит один и тот же набор технологических операций, что и пересылка почтовых отправлений (за исключением операции по приему корреспонденции), и тот факт, что законодательством Российской Федерации в сфере почтовой связи не предъявляется требований к виду почтового отправления при осуществлении межоператорского обмена, у операторов связи нет ограничения на пересылку почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" утвержден закрытый перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

Как следует из Порядка оказания услуги "Межоператорский обмен с обработкой, перевозкой и доставкой (вручением) письменной корреспонденции адресату", утвержденного приказом АО "П" от 06.06.2024 N 150-п, не подлежат межоператорскому обмену почтовые отправления, принятые в форме электронного документа.

Типовая форма межоператорского договора, размещенная на официальном сайте АО "П", не предусматривает оказание услуг по обмену почтовыми отправлениями, пересылаемыми в форме электронного документа.

Как следует из позиции АО "П", услуга по доставке почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, оказывается с использованием информационной системы АО "П", которая не является объектом почтовой связи или почтовым маршрутом. Сеть общедоступной почтовой связи для оказания услуги по доставке почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, не используется, в связи с чем Правила не распространяются на услугу по доставке почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил почтовой связи операторы почтовой связи пересылают внутренние почтовые отправления с письменным сообщением, документами, в том числе в форме электронного документа (простые, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, с объявленной ценностью).

Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной почтовой связи.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" при расчете регулируемых тарифов на услуги связи по методу экономически обоснованных затрат и методу предельного ценообразования регулирующий орган использует данные, полученные в ходе ведения раздельного учета доходов и расходов, осуществляемого оператором связи на базе данных бухгалтерской и статистической отчетности за соответствующий период.

В соответствии с формой 2 раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности АО "П", представленной письмом от 06.09.2024 N А29-АУО-20/8524 (вх. от 06.09.2024 N 148270-М/24), АО "П" относит отправления, пересылаемые в форме электронного документа (простые и заказные), к услугам общедоступной почтовой связи, затраты на такие отправления также относятся на услуги общедоступной почтовой связи.

Учитывая, что АО "П" относит затраты на пересылку отправлений в форме электронного документа на услуги общедоступной почтовой связи, информационная система, с использованием которой оказываются такие услуги, является инфраструктурой общедоступной почтовой связи.

АО "П" представлена позиция об отсутствии технологической возможности пересылки почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, в рамках услуги межоператорского обмена.

Комплекс технологических операций по пересылке писем в виде электронного документа утвержден Порядком приема заказных почтовых отправлений и почтовых отправлений категории "простое", пересылаемых в форме электронного документа, от физических лиц и их доставки (вручения) получателю, утвержденным приказом АО "П" от 24.09.2020 N 379-п, и Порядком приема заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, от юридических лиц и их доставки (вручения) получателю, утвержденным приказом АО "П" от 29.06.2020 N 242-п.

В соответствии с указанными документами пересылка почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, включает следующие этапы:

прием от отправителя почтового отправления в информационной системе;

проверка информационной системы возможности пересылки файлов в электронном виде;

доставка и вручение почтового отправления, включая его материализацию при невозможности доставки в электронном виде.

На этапе приема почтового отправления осуществляются:

загрузка отправителем файла с текстом письменного сообщения в личный кабинет или формирование текста письменного сообщения с использованием программных средств АО "П" (zakaznoe.pochta.ru или otpravka.pochta.ru), заполнение адресных полей в личном кабинете либо (для юридических лиц) - передача письма по защищенным каналам связи (СМЭВ и иные);

проверка информационной системой загруженных / переданных файлов на предмет соблюдения требований к электронному документу, установленных порядками приема почтовых отправлений;

оплата тарифа за пересылку;

присвоение письму идентификатора;

регистрация операции "Прием".

Этап проверки возможности пересылки писем в электронном виде представляет собой автоматизированный процесс проверки наличия информации об адресате в реестре лиц, предоставивших свое согласие на получение почтовых отправлений в форме электронного документа. Согласие на получение писем в электронном виде предоставляется пользователями на портале zakaznoe.pochta.ru или на официальном портале государственных услуг Российской Федерации (Госуслуги).

Доставка почтового отправления:

для адресатов, зарегистрированных в ЕСИА и давших согласие на получение писем в электронном виде, - автоматическая доставка писем в форме электронного документа на почтовые адреса адресатов.

для адресатов, не включенных в Реестр (то есть не зарегистрированных в ЕСИА и (или) не предоставивших согласие на получение писем в электронном виде), а также адресатов, в отношении которых не представляется возможным определить принадлежность адресата в части наличия его регистрационных данных в ЕСИА, информационная система в автоматическом режиме отправляет почтовое отправление для материализации с последующим направлением адресату по адресу указанному отправителем.

Таким образом, для направления письма в электронном виде такое письмо необходимо направить в информационную систему АО "П" через личный кабинет для его дальнейшей доставки АО "П" в электронном либо бумажном виде.

АО "П" не представлено технологического обоснования невозможности предоставления иным операторам почтовой связи в рамках услуги межоператорского обмена возможности осуществления пересылки письма в электронном виде в порядке, установленном приказами АО "П" от 24.09.2020 N 379-п и от 29.06.2020 N 242-п.

АО "П" также указано, что ФАС России письмом от 27.04.2018 N ЦА/30773/18 было отказано в возбуждении дела в отношении ФГУП "П" в связи с отсутствием в действиях по невключению в типовую форму договора межоператорского обмена услуги по доставке почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, признаков нарушения антимонопольного законодательства. Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-134607/18 указанное решение ФАС России признано законным и обоснованным.

Комиссией по результатам оценки указанной позиции установлено, что приказом президента Союза операторов почтовой связи от 12.01.2022 N 12 введена в эксплуатацию Информационная система Союза операторов почтовой связи, 29.12.2022 указанная система аттестована на соответствие требованиям по защите информации (аттестат N 3746.00026.2022).

Создание указанной информационной системы в настоящее время обеспечивает технологическую возможность членам Союза операторов почтовой связи осуществлять технологические операции по пересылке отправлений в виде электронного документа в рамках межоператорского обмена, в том числе прием отправлений в виде электронного документа.

В этой связи обстоятельства, на основании которых решением ФАС России от 27.04.2018 N ЦА/30773/18 отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в настоящее время отсутствуют.

В соответствии с части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО "П" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Невключение в услугу межоператорского обмена возможности пересылки почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, ущемляет интересы других лиц (операторов почтовой связи) путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.

С учетом совокупности изложенных доказательств, подтверждающих злоупотребление АО "П" доминирующим положением на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи, выразившемся в навязывании контрагенту невыгодных условий договора путем невключения в типовую форму договора межоператорского обмена услуги по доставке почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, Комиссия квалифицировала действия АО "П" как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

09.10.2024 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела N 11/01/10-16/2024 (исх. ФАС России от 16.10.2024 N 11/93624/24, далее - Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

АО "П" письмом от 28.10.2024 N 1.5.3/юр/988 представлены возражения в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении (далее - Возражения).

Вместе с тем доводов, ранее не исследованных Комиссией, АО "П" в Возражениях не представлено.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

решила:

Признать акционерное общество "П" (адрес: <...>; ИНН/КПП <...>/<...>; ОГРН <...>) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем невключения в типовую форму договора межоператорского обмена услуги по доставке почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа.

По результатам рассмотрения дела N 11/01/10-16/2024 о нарушении антимонопольного законодательства выдать акционерному обществу "П" (адрес: <...>; ИНН/КПП <...>/<...>; ОГРН <...>) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.