Решение ФАС РФ от 30.10.2024 по делу N 11/01/10-23/2024

"Об удовлетворении заявления: общество признано нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции""
Редакция от 30.10.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2024 г. по делу N 11/01/10-23/2024

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено 30 октября 2024 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 11/01/10-23/2024 в составе: Председателя Комиссии - <...>; <...>; <...>; <...> и <...> (далее - Комиссия),

рассмотрев дело N 11/01/10-23/2024 по признакам нарушения ПАО "МА" (ИНН/КПП: <...>/<...>, ОГРН: <...>; <...>) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившемся во взимании дополнительной платы (сверх абонентской платы) за пользование услугами связи на территории Республики Крым и города Севастополя,

в присутствии на заседании представителя ПАО "МА" <...>, <...>, <...>,

установила:

В ФАС России поступает большое количество заявлений граждан о нарушении ПАО "МА" антимонопольного законодательства путем взимания дополнительной платы за пользование услугами связи на территории Республики Крым и города Севастополя.

ПАО "МА" установлена дополнительная плата (наценка) за пользование услугами связи на территории Республики Крым и города Севастополя:

1. Исходящий вызов - 3,85 руб./мин.

2. СМС-сообщение - 2,5 руб./СМС.

3. Мобильный интернет - 1,25 руб./МБ.

Также абонентам при нахождении на территории Республики Крым и города Севастополя доступны следующие опции для оптимизации расходов:

1. Опция "Домашний пакет" - стоимость 11,5 руб./день.

2. Опция "Домашний пакет+" - стоимость 115 руб./месяц.

Опции предоставляют возможность использовать пакеты звонков и СМС, входящие в тариф, а также интернет-трафик объемом 500 МБ в сутки на максимальной скорости, далее до конца суток на скорости до 128 Кбит/с (включенный в тариф пакет интернет-трафика при этом не расходуется).

Согласно материалам, представленным ПАО "МА", около 30% абонентов, выезжающих в Крым, не пользуются услугами связи, что свидетельствует об отказе абонентов от привычного пользования услугами связи.

Согласно пункту 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2024 N 59, "роуминг" - обеспечение оператором связи возможности абоненту с применением идентификационного модуля пользоваться услугами подвижной связи, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной связи не заключен.

Таким образом, когда абонент попадает в местность, где нет сетей домашнего оператора, его абонентская станция (телефон) регистрируется в сети другого оператора связи (визитный оператор).

Такая процедура реализуется в соответствии с межоператорским роуминговым соглашением, которое заключается между домашним и визитным оператором связи.

При регистрации абонентской станции в сети визитного оператора связи услуги связи такому абоненту начинает оказывать визитный оператор связи. За оказанные услуги связи гостевому абоненту домашний оператор оплачивает визитному оператору плату в соответствии с условиями межоператорского роумингового соглашения (в соответствии с межоператорской роуминговой ставкой).

Абонент вносит плату за услуги связи, полученные в сети визитного оператора связи, своему домашнему оператору.

ПАО "МА" не имеет собственных сетей связи на территории Республики Крым и г. Севастополя, в связи с чем услуги связи оказываются абонентам посредством сетей связи других операторов связи, с которыми заключены договоры о межоператорском взаимодействии (операторы - партнеры).

ФАС России рассмотрено дело N 11/01/10-7/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении основного визитного оператора Республики Крым и города Севастополь ООО "КА", по результатам которого тарифы на услугу по межоператорскому роуминговому взаимодействию с 01.01.2024 были снижены в 2 - 3 раза в зависимости от вида трафика.

Так, при объемах потребляемых ПАО "МА" услуг по межоператорскому роуминговому взаимодействию, тарифы на такие услуги вследствие исполнения ООО "КА" предписания составят:

1. Голосовой трафик - 0,75 руб./мин.

2. СМС-сообщение - 0,473 руб./СМС.

3. Мобильный интернет - 0,035 руб./МБ.

ПАО "МА" прекратило взаимодействие с ООО "КА" и в настоящее время договор на услуги по межоператорскому роуминговому взаимодействию заключен с ООО "КБ" по следующим тарифам:

1. Голосовой трафик - 0,66 руб./мин.

2. СМС-сообщение - 0,548 руб./СМС.

3. Мобильный интернет - 0,0301 руб./МБ.

ПАО "МА" не ведет раздельный учет затрат по видам услуг, субъектам Российской Федерации либо иным базам распределения. В этой связи затраты ПАО "МА" на территории Российской Федерации, связанные с пользованием абонентами услугами связи в сетях иных операторов связи на территории Республики Крым и города Севастополя, в условиях их уровня, сопоставимого с расходами на свою сеть связи, учитываются оператором при формировании абонентской платы, в связи с чем взимание дополнительной абонентской платы с абонента является экономически необоснованным.

В электронном документе текст соответствует официальному источнику.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции ПАО "МА" выдано предупреждение от 02.07.2024 N МШ/57457/24 (далее - Предупреждение) о прекращении в течение 30 календарных дней с момента получения Предупреждения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем исключения условий о взимании дополнительной платы за пользован

ПАО "МА" письмом от 06.08.2024 N 04-2/КТ-Б/659 представлена информация во исполнение предупреждения от 02.07.2024 N МШ/57457/24 об отмене дополнительной платы за пользование услугами связи на территории Республики Крым и города Севастополя.

На заседаниях Комиссии по рассмотрению дела N 11/01/10-23/2024 о нарушении антимонопольного законодательства представителями ПАО "МА" озвучивалось аналогичное предложение.

По результатам анализа указанных материалов установлено, что предложения ПАО "МА" по изменению тарификации услуг абонентам при нахождении на территории Республики Крым и города Севастополя не являются надлежащим исполнением предупреждения, поскольку имеет ограничение по сроку неприменения наценки и объему интернет-трафика в сутки на максимальной скорости значительно ниже среднего абонентского потребления.

По результатам расчета объема товарного рынка услуг подвижной радиотелефонной связи на основании доходов от оказания услуг связи установлено, что совокупная доля ПАО "МА", ПАО "МБ", ПАО "В" и ООО "Т", а также их групп лиц превышает семьдесят процентов на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи (при этом доли каждого не менее 8%).

Таким образом, ПАО "МА", ПАО "МБ", ПАО "В" и ООО "Т", а также их группы лиц занимают доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Установление дополнительной платы за пользование услугами связи в сетях иных операторов на территории Республики Крым и города Севастополя является экономически необоснованным и ущемляет интересы неопределенного круга потребителей - абонентов ПАО "МА".

С учетом совокупности изложенных доказательств, подтверждающих злоупотребление ПАО "МА" доминирующим положением на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, выразившемся в установлении дополнительной платы за пользование услугами связи в сетях иных операторов на территории Республики Крым и города Севастополя, Комиссия, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, квалифицировала действия ПАО "МА" как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

22.10.2024 Комиссия ФАС России в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела N 11/01/10-23/2024 (исх. ФАС России от 22.10.2024 N 11/95632/24, далее - Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ПАО "МА" письмом от 29.10.2024 N 07-6/КТ-Б/954и представлены возражения на Заключение (вх. N 180573-ДСП/24 от 29.10.2024) (далее - Возражения).

В Возражениях указано, что отсутствие раздельного учета затрат не свидетельствует о включении ПАО "МА" затрат, связанных с пользованием абонентами услугами связи в сетях иных операторов связи на территории Республики Крым и города Севастополя, в состав абонентской платы.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, и Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, информация о доходах и расходах коммерческих организаций отражается в отчете о финансовых результатах.

В отчете о финансовых результатах ПАО "МА" вся выручка выделяется единой строкой, затраты по обычным видам деятельности выделяются в себестоимость, коммерческие расходы, управленческие расходы.

Таким образом, все доходы и расходы ПАО "МА", связанные с оказанием услуг связи, в том числе с пользованием абонентами услугами связи в сетях иных операторов связи на территории Республики Крым и города Севастополя, учитываются по статьям выручка, себестоимость, коммерческие расходы, управленческие расходы, иного учета не предусмотрено.

Учитывая изложенное, довод о не учете затрат, связанных с пользованием абонентами услугами связи в Крыму, при формировании абонентской платы, которая формирует выручку организации, является несостоятельным.

Иных доводов, ранее не исследованных Комиссией, в Возражениях не представлено.

ПАО "МА" также представлен приказ от 25.10.2024 N 10_00701П "Об изменении тарификации услуг связи в национальном роуминге в сети оператора "КВ" в рамках перезапуска тарифных планов на территории всех регионов ПАО "МА", в соответствии с которым ПАО "МА" с ноября 2024 года вводится новая тарифная линейка с отсутствием наценки при пользованием услугами связи на территории Крыма с ограниченным объемом потребления Интернет-трафика на максимальной скорости в сутки.

Учитывая, что указанный приказ не предполагает отмены наценки за пользование услугами связи в Крыму на действующих и архивных тарифных планах ПАО "МА" для всех абонентов, правонарушение ПАО "МА" не устранено.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать ПАО "МА" (ИНН/КПП: <...>/<...>, ОГРН: <...>; <...>) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем взимании дополнительной платы (сверх абонентской платы) за пользование услугами связи на территории Республики Крым и города Севастополя.

2. По результатам рассмотрения дела N 11/01/10-23/2024 о нарушении антимонопольного законодательства выдать ПАО "МА" (ИНН/КПП: <...>/<...>, ОГРН: <...>; <...>) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.