Решение ФАС РФ от 31.10.2024 по делу N 24/44/99/195

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 31.10.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2024 г. по делу N 24/44/99/195

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение ИП Р. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях СПб ГКУ "Д" (далее - Заказчик), "К" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга. Лот: Северные административные районы Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга (5 этап) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172200002524000479) (далее - Конкурс, Извещение, Работы),

установила:

В связи с поступлением в ФАС России обращения, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1) в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) неправомерно установлен вид работ "Ремонт конструктивных элементов объектов улично-дорожной сети", которые выполняются при капитальном ремонте автомобильной дороги;

2) в составе Извещения не размещена проектная документация на выполнение Работ.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 29.10.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 31.10.2024.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 02.10.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) максимальное значение цены контракта - 3 599 999 900 руб.;

4) начальная сумма цен товара, работы, услуги - 4 843 667,02 руб.;

5) источник финансирования - бюджет Санкт-Петербурга, КБК - 8680409051R153941244, 86804090550060020244;

6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.10.2024;

7) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

8) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.10.2024;

9) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

10) победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки "1" (далее - Победитель) с предложением о начальной сумме цен товара, работы, услуги в размере 4 843 667,02 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) установлен вид работ "Ремонт конструктивных элементов объектов улично-дорожной сети", который выполняется при капитальном ремонте автомобильной дороги.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 5.1 Описания объекта закупки выполнение работ по ремонту конструктивных элементов объектов улично-дорожной сети включает в себя следующий состав работ:

- ремонт бортового камня с полной заменой (бетонного и гранитного);

- ремонт бортового камня без замены (гранитного);

- ремонт (выравнивание с уровнем дорожного покрытия) люков смотровых колодцев подземных коммуникаций;

- ремонт (выравнивание) дождеприемников ливнесточных колодцев;

- ремонт слоев дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон) методом холодного фрезерования;

- укладка нижнего (выравнивающего) слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон);

- укладка верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон);

- перестановка (замена) пешеходного барьерного ограждения;

- нанесение разметки, восстановление элементов технических средств организации дорожного движения;

- устройство (восстановление) плиточного покрытия на пешеходных тротуарах, примыкающих к проезжей части объекта ремонта;

- восстановление нарушенного благоустройства (озеленения).

Из довода обращения следует, что в соответствии с ГОСТ Р 59201-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила" (далее - ГОСТ Р 59201-2021) выполнение работ по ремонту конструктивных элементов объектов улично-дорожной сети относится к капитальному ремонту автомобильной дороги.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в Описании объекта закупки отсутствует требование о том, что выполнение Работ должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 59201-2021.

Комиссией установлено, что Описание объекта закупки не содержит виды работ, выполняемые при выполнении работ по капитальному ремонту автомобильной дороги в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".

Кроме того, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в составе Извещения не размещена проектная документация на выполнение Работ.

Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

Вместе с тем пункт 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не устанавливает требования о включении проектной документации в описание объекта закупки при выполнении работ по текущему ремонту.

Кроме того, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктом 7.1.9 Описания объекта закупки не позднее, чем за 10 дней до начала Работ подрядчик должен предоставить в управление контроля качества и внедрения инноваций Заказчика на согласование состав асфальтобетонной смеси.

Кроме того, пунктом 11.2.1 Описания объекта закупки в том числе установлено, что при производстве асфальтобетонных смесей, в случае применения в составе смесей гранулята старого асфальтобетона необходимо согласовать рецепт у Заказчика.

При этом вышеуказанные требования ставят подрядчика в зависимость от волеизъявления Заказчика.

На заседании Комиссии установлено, что согласно Описанию объекта закупки работы, подлежащие выполнению в рамках исполнения государственного контракта, должны осуществляться в соответствии с национальными стандартами (ГОСТ).

Таким образом, требования о согласовании рецепта состава асфальтобетонной смеси с Заказчиком являются излишним, поскольку составы смесей, используемых для выполнения работ по государственному контракту регулируются соответствующими национальными стандартами (ГОСТ).

Изучив Описание объекта закупки, Комиссия приходит к выводу, что требования о согласовании составов асфальтобетонных смесей с Заказчиком является неправомерными.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы от 31.10.2024 по делу N 24/44/99/195 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.