ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2024 г. по делу N 24/44/99/П31
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия):
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Н" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБОУ ВО "М" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия: капитальный ремонт шахт и машинных помещений с заменой оборудования в главном корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова (в связи с распоряжением ранее заключенного договора N 1772908209021000048) (2 усл. ед.) (ИД 70646) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 0373100040124000662, далее - Извещение, Конкурс, Работы),
На основании обращения Заявителя, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Заказчика, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 2 раздела I приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), поскольку Работы затрагивают конструктивные характеристики объекта культурного наследия при указании вида Работ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с выданным Московским УФАС России предписанием от 17.10.2024 по делу N 077/06/99-14084/2024 (далее - Предписание) по результатам рассмотрения жалобы ООО "К" на положения Извещения.
В ходе проведения внеплановой проверки 31.10.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв до 01.11.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 30.10.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 326 193 430,00 руб.;
4) источник финансирования - за счет собственных средств Заказчика;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.11.2024.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Извещением установлено, что объектом закупки является выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия: капитальный ремонт шахт и машинных помещений с заменой оборудования в главном корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова.
Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 2 раздела I приложения к Постановлению N 2571.
Позицией 2 приложения к Постановлению N 2571 устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Из довода обращения Заявителя следует, что в ходе исполнения контракта будут затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, в связи с чем в Извещении необходимо установить требование к участникам закупки в соответствии с позицией 1 раздела I приложения к Постановлению N 2571.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в состав проектной документации Извещения включено 11 разделов, часть работ в соответствии с которыми затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта главного здания МГУ в части шахт.
Неотъемлемой частью работ по капитальному ремонту объекта являются работы по сохранению объекта культурного наследия (именно для части работ, затрагивающих предмет охраны, проведено согласование с Департаментом культурного наследия города Москвы), следовательно, в составе работ затрагиваются основные характеристики надежности и безопасности, что порождало, изначально, до исполнения Предписания, у Заказчика обязанность установить требования в соответствии с позицией 1 раздела I приложения к Постановлению N 2571.
Комиссией установлено, что комиссией Московского УФАС России в решении от 17.10.2024 по делу N 077/06/99-14084/2024 (далее - Решение) в качестве аргументации при установлении нарушения в действиях Заказчика указывается только на раздел 10(12) проектной документации Извещения "Раздел обеспечения сохранности объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс зданий Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 1949 - 1953 гг., арх. Р., Ч., А., Х., инж. Н.В." по адресу: <...> - главный корпус МГУ имени М.В. Ломоносова" (далее - Раздел) без анализа содержания прочих разделов проектной документации Извещения, которые также размещены в составе Извещения, что свидетельствует о неполном изучении материалов дела.
Вывод Московского УФАС России в Решении о том, что ремонт шахт и машинных помещений с заменой лифтового и инженерного оборудования на объекте культурного наследия - главном корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова (27 ед.) по адресу: Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1 не оказывает влияние на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации относится именно к Разделу обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
Данный Раздел предусматривает комплекс мероприятий в отношении иных элементов, составляющих предмет охраны в составе объекта культурного наследия, а именно, как указано в данном Разделе: выполняются мероприятия по консервации порталов лифтов на момент проведения строительных работ и локальные работы по восстановлению окрасочного слоя.
Распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 25.10.2019 N 668 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Комплекс зданий Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова", расположенного по адресам: <...>, д. 1, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 17К, 17А, 17Б, 17Г, 19, 24, 24А, 25, 27, 28, 30Б, 30А, 31, 33, 34, 34А, 35, 36, 37, 39, 42, 65; Мичуринский просп., д. 1 (часть); Университетский просп., <...>, 13, 14; Воробьевы горы (Университетская площадь), действует в редакции распоряжений Мосгорнаследия от 27.12.2019 N 892, от 28.02.2020 N 123, от 14.04.2020 N 242, от 26.05.2020 N 319, от 05.08.2021 N 567, от 08.08.2023 N 380, определен предмет охраны в объекте по адресу ул. Ленинские Горы, дом 1 (Главный корпус, 1949 - 1953 гг., арх. Р., Ч., А., Х., З.П., З.Р., С., М., Г.И. и др., инж. Н.В., К., Г.К., Н.Н. и др.) (далее - Распоряжение).
Согласно абзацу 2 Распоряжения утвержденный предмет охраны включает в себя, в частности, "капитальные стены, галереи, двусветные объемы, опоры и перекрытия, в том числе сводчатые 1949 - 1953 годов, их конструкция и материал, включая стальной каркас здания".
Также к предмету охраны относятся "лифтовые шахты, оформление порталов лифтовых проходов 1949 - 1953 годов".
Таким образом, Раздел устанавливает дополнительные требования в части консервации порталов лифтов для обеспечения их сохранности.
Вместе с тем раздел 4 проектной документации Извещения "Конструктивные и объемно планировочные решения", подраздел 4.1 "Конструктивные и объемно планировочные решения, Группа 1", шифр: 01-06/П-18/КР.1 (Приложение N 4) предусматривает замену как лифтового оборудования, так и элементов перекрытий в здании, что по определению оказывает влияние на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта.
При этом перекрытия в Главном здании МГУ им. М.В. Ломоносова также относятся к предмету охраны в составе объекта культурного наследия.
Комиссия, изучив Извещение, установила наличие видов работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
На основании вышеизложенного Комиссия отмечает, что дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, должны быть установлены на основании позиции 1 раздела I приложения к Постановлению N 2571, а именно наличие опыта выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 2 раздела I приложения к Постановлению N 2571, нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дополнительно Комиссия сообщает, что решение и предписание Московского УФАС России от 17.10.2024 по делу N 077/06/99-14084/2024 являются неправомерными.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 01.11.2024 по делу N 24/44/99/П31 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.