ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2024 г. по делу N 24/44/104/414
О ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение о включении информации об ООО "Р" (далее - Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), направленное "М" (далее - Заказчик),
установила:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения Реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию о Подрядчике для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 25.11.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения материалов дела в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.11.2024.
Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.08.2022 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство дизайн-центра автоэлектроники и компонентов интеллектуальных транспортных систем, в том числе лабораторно-испытательной базы. Комплекс натурных испытаний. Динамическая платформа", расположенного на территории НИЦИАМТ ФГУП "Н", по адресу: Московская обл., Дмитровский район, пос. Автополигон (номер извещения в ЕИС - 0573100009022000004) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 1 337 337 279,77 руб.
Соглашением на передачу полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от 16.06.2021 N 020-12-2021-002 Федеральному государственному унитарному предприятию "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "Н" переданы полномочия Заказчика.
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт от 12.09.2022 N 112506771092022, цена которого составила 1 143 423 374,17 руб. (далее - Контракт).
Пунктом 2 дополнительного соглашения к Контракту от 30.05.2024 N 6 цена Контракта установлена в размере 1 259 368 285,31 руб.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется своевременно и в полном объеме выполнить по заданию Заказчика работы, указанные в пункте 1.2 Контракта, и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ, соответствующий требованиям, установленным Контрактом в порядке и сроки, определенные Контрактом и графиком оплаты выполненных работ по контракту (Приложение N 6 к Контракту).
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по объекту "Строительство дизайн-центра автоэлектроники и компонентов интеллектуальных транспортных систем, в том числе лабораторно-испытательной базы. Комплекс натурных испытаний. Динамическая платформа", расположенного на территории НИЦИАМТ ФГУП "Н", по адресу: Московская обл., Дмитровский район, пос. Автополигон, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 1 к Контракту.
Согласно пункту 1.2.1 Контракта Подрядчик обязуется обеспечить выполнение работ по Контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией по объекту, а также выполнить работы в соответствии с условиями Контракта на свой риск собственными и (или) привлеченными силами.
Также в соответствии с пунктом 3.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 1 к Контракту и его неотъемлемой частью.
Пунктом 2 дополнительного соглашения от 30.05.2024 внесены изменения в график выполнения строительно-монтажных работ, установленный приложением N 1 к Контракту:
1 этап - 1 день с даты заключения Контракта по 11.12.2023 (455 дней);
2 этап - 1 день с даты заключения Контракта по 20.06.2023 (281 день);
3 этап - 1 день с даты заключения Контракта по 20.07.2023 (311 дней);
4 этап - 1 день с даты заключения Контракта по 14.08.2023 (336 дней);
5 этап - 1 день с даты заключения Контракта по 11.12.2023 (455 дней).
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из содержания пункта 19.1 Контракта следует, что Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.
Согласно Обращению Подрядчиком работы по этапам 4 - 5 Контракта не выполнены, документация в рамках исполнения обязательств по Контракту в полном объеме не представлена, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 08.11.2024 N 1000-04/1343 (далее - Решение).
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, заказчик с использованием ЕИС в сфере закупок формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение размещено Заказчиком в ЕИС 08.11.2024.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду пункт 2 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в сфере закупок в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в ЕИС в сфере закупок.
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении является 08.11.2024.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Заказчика сообщил, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении Подрядчик не устранил нарушения условий Контракта. Таким образом, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 19.11.2024.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Заказчиком направлено Обращение в адрес ФАС России 19.11.2024.
Комиссией на заседании установлено следующее.
Заказчиком оплачен аванс Подрядчику в размере 800 396 361,92 руб., что подтверждается платежными поручениями от 13.10.2022 NN 732978, 732974, 732976, 732979, 732977.
В период исполнения Контракта Заказчиком неоднократно направлялись претензии в адрес Подрядчика о нарушении обязательств по Контракту, что подтверждается письмами от 15.02.2023 N 1001-04/231, от 23.06.2023 N 1000-04/919, от 27.07.2023 N 1000-04/1152, от 28.07.2023 N 1000-04/1163, от 17.08.2023 N 1000-04/1290, от 04.09.2024 N 1000-04/1371, от 15.12.2023 N 1000-04/1964, от 08.10.2024 NN 1000-04/1183, 1000-04/1184.
Согласно актам о приемке выполненных работ от 26.12.2023 NN 2, 3 Подрядчиком исполнены обязательства по этапам работ 2 - 3 на сумму 269 239 150,15 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2024 по делу N А40-287447/24 установлено, что просрочка исполнения обязательств по этапам 2 - 3 Контракта связана с внесением изменений в проектную документацию.
Изменения в проектную документацию, получили положительные заключения ФАУ "Г" по результатам оценки соответствия от 07.04.2023 N 02-55-2023 и от 17.05.2023 N 0379-2023, а также положительное заключение государственной экспертизы от 08.11.2023 N 77-1-1-2-067456-2023.
Комиссией установлено, что после получения положительного заключения государственной экспертизы, препятствия, послужившие причиной просрочки исполнения обязательств, устранены.
На момент расторжения Контракта этапы 1, 4 - 5 не выполнены.
На заседании Комиссии представитель Подрядчика пояснил, что при исполнении обязательств по Контракту столкнулся с затруднениями из-за роста стоимости материалов, в связи с чем Заказчику направлено письмо от 21.03.2024 N М-215 с предложением внести изменения в смету Контракта, однако письмо оставлено Заказчиком без ответа.
Вместе с тем Комиссией установлено, что по результатам технического совещания Подрядчиком и Заказчиком подписан протокол от 18.01.2023 N 2/2023, согласно которому стороны пришли к решению, что увеличения стоимости оборудования и материалов по постановлению Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 не будет, так как смета Контракта находится в рыночной стоимости.
В свою очередь, представитель Подрядчика на заседании Комиссии пояснил, что неисполнение обязательств также связано с затягиванием процесса согласования приемки выполненных работ со стороны Заказчика, поскольку Заказчик не имеет права самостоятельно осуществлять строительный контроль при отсутствии членства в саморегулируемой организации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что на основании части 2.2 статьи 52 и части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль выполнялся сотрудниками Заказчика, состоящими в Национальном объединении строителей, что подтверждается приказами от 23.06.2022 N 56, от 28.09.2022 N 93, от 12.01.2024 N 04.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом ООО "Р" не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что исполнение принятых по Контракту обязательств оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем представителем ООО "Р" на заседание Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений условий Контракта в установленные сроки, а также о предпринятых мерах для надлежащего исполнения Контракта, в связи с чем информация об ООО "Р" подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
решила:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Р" (301367, <...>, ИНН: <...>; директор/участник - А., ИНН: <...>) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации ООО "Р" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.