Решение ФАС РФ от 11.12.2024 по делу N 28/06/105-2794/2024

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика нарушают п. 5, 15 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 11.12.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2024 г. по делу N 28/06/105-2794/2024

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "И" Судебного департамента (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку программно-технических средств для дооснащения объектов автоматизации ГАС "Правосудие" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100130724000060) (далее - Аукцион, Извещение, Товар), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки);

2. Заказчиком неправомерно не установлен в Извещении запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236);

3. Заказчиком даны разъяснения положений Извещения, изменяющие суть Извещения;

4. Заказчиком не представлен ответ на запрос о даче разъяснений положений Извещения по существу.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 09.12.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.12.2024.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 18.11.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 425 799 000 руб.;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 03.12.2024;

5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

6) дата подачи ценовых предложений - 03.12.2024;

7) предложение о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;

8) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 04.12.2024;

9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 3 заявок участников Аукциона соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

10) победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки "214" с минимальным предложением о цене контракта в размере 419 412 015 руб.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождение такого указания словами "или эквивалент".

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд формируются в соответствии с пунктом 10 Правил.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

При этом пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно Извещению объектом закупки является поставка программно-технических средств для дооснащения объектов автоматизации ГАС "Правосудие", а именно программно-аппаратных комплексов видео-конференц-связи (ПАК ВКС) (далее - Товар, ПАК), характеристики которых указаны в разделе "Состав ПАК" Описания объекта закупки.

Описанием объекта закупки предусмотрено, что каждый из компонентов Товара должен быть серийно выпускаемым изделием. При этом поставщик должен обеспечить комплектацию Товара как единого взаимосвязанного комплекса, обеспечивающего выполнение технических требований.

В соответствии с Описанием объекта закупки Товар включает в себя следующие компоненты:

- Средство видео-конференц-связи;

- Средство видеозахвата для ВКС;

- Средство захвата звука для ВКС;

- Средство вывода звука для ВКС;

- Средство отображения информации для ВКС;

- Средство распределения электропитания;

- Средство бесперебойного электропитания;

- Средство крепления;

- Монтажный комплект.

Представители Заявителя на заседании Комиссии сообщили, что Заказчиком неправомерно использовано определение "ПАК ВКС" при формировании Описания объекта закупки, поскольку компоненты Товара являются самостоятельными функциональными техническими средствами и должны быть описаны с использованием соответствующих позиций КТРУ.

Пунктом 2 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 1236, установлено, что программно-аппаратный комплекс - комплекс технических и программных средств (программного обеспечения), работающих совместно для выполнения одной или нескольких специальных задач, являющийся электронной вычислительной машиной или специализированным электронным устройством (устройствами), функционально-технические характеристики которого (которых) определяются исключительно совокупностью программного обеспечения и технических средств и не могут быть реализованы при их разделении. Программно-аппаратный комплекс является самостоятельно используемым, законченным техническим изделием, имеющим серийный номер.

Комиссией установлено, что Извещением не предусмотрена установка программного обеспечения на Товар в результате исполнения государственного контракта, а также предоставление Заказчику исключительных прав на программное обеспечение.

Кроме того, как следует из положений Описания объекта закупки, каждый из компонентов Товара должен быть серийно выпускаемым изделием, и, следовательно, иметь собственный серийный номер.

Комиссия отмечает, что указанное в совокупности свидетельствует о несоответствии Товара законодательному определению ПАК ввиду отсутствия у Товара необходимых признаков ПАК: неразрывности программного обеспечения и технических средств, а также наличия единого серийного номера ПАК.

Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Вместе с тем Комиссией установлено, что при описании Товара Заказчиком не использованы характеристики из позиций КТРУ, относящихся к составляющим систем видео-конференц-связи: телевизорам, видеокамерам, звуковым колонкам (перечень не является исчерпывающим).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем сведения о том, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у Комиссии отсутствуют.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно не установлен в Извещении запрет, предусмотренный Постановлением N 1236.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно подпункту "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Комиссией установлено, что Извещением не предусмотрена поставка и (или) установка программного обеспечения в рамках исполнения обязательств по государственному контракту. Кроме того, в Извещении отсутствуют положения о предоставлении Заказчику прав на использование программного обеспечения.

С учетом того, что Постановлением N 1236 не регламентированы случаи применения запрета, когда объектом закупки является оборудование с предустановленным программным обеспечением, без которого использование такого оборудования по назначению невозможно, и в извещении об осуществлении закупки не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств, при наличии указанных обстоятельств запрет, установленный Постановлением N 1236, не применяется.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Извещении запрет на допуск иностранного программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документы и сведения, подтверждающие обоснованность довода жалобы Заявителя, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком даны разъяснения положений Извещения, изменяющие суть Извещения.

Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Комиссией установлено, что Заявителем 28.11.2024 направлен Заказчику запрос о даче разъяснений положений Извещения. Заказчиком, в свою очередь, размещено в ЕИС разъяснение положений Извещения от 02.12.2024 N РИ2 (далее - Разъяснение).

Так, в частности, на вопрос Заявителя: "Просим пояснить требование: "Возможность использования средства вывода звука для ВКС, интегрированного с средством захвата звука для ВКС или с средством отображения информации для ВКС": значит ли это, что если на микрофонах будет динамик мощностью 5 Вт или на телевизоре, то отдельно поставлять колонки не требуется?" Заказчиком дан следующий ответ: "В качестве средства вывода звука можно использовать ТВ или спикерфон. Т.е. интегрированные устройства. Главное, чтобы они удовлетворяли требованиям ТЗ".

На вопрос Заявителя: "Как должна быть заполнена заявка, если звуковые колонки будут являться частью телевизора в части указания "наименование, товарный знак (при наличии), страна происхождения товара" с учетом требования "Каждый из компонентов ПАК ВКС должен быть серийно выпускаемым изделием"?" Заказчиком разъяснено: "Интегрированные устройства в заявке должны дублироваться с пояснением".

Таким образом, размещенные ответы разъясняют содержащиеся в Описании объекта закупки положения о возможности предоставления средства вывода звука, интегрированного с иными компонентами Товара, и не изменяют суть Извещения.

На заседании Комиссии представители Заявители сообщили, что Разъяснением изменена суть Извещения в части установления дополнительных требований к компонентам Товара, не предусмотренных Описанием объекта закупки.

Так, согласно Разъяснению на вопрос: "Допустимо ли предложение беспроводных переносных колонок?" Заказчиком дан ответ: "Нет".

Вместе с тем Комиссией установлено, что Описание объекта закупки не содержит требований к средству вывода звука для ВКС, касающихся необходимости обеспечения беспроводного функционирования средства вывода звука для ВКС, указания на стандарты и протоколы взаимодействия с беспроводными устройствами.

Изучив представленные материалы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что Разъяснение не изменяет суть Извещения.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документы и сведения, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Заказчиком не представлен ответ на запрос о даче разъяснений положений Извещения по существу.

Представители Заявителя на заседании Комиссии сообщили, что Заказчиком не дан развернутый ответ по существу на запрос: "Просим уточнить условия и место проведения проверки образцов Товара: в течение какого срока необходимо предоставить, по какому адресу, что необходимо предоставить, необходимо ли монтировать, объем процедуры проверки". Вместо этого Заказчиком представлен следующий ответ: "Необходимо предоставить для тестирования полный комплект решения указанного в техническом предложении".

Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заказчиком в Разъяснении представлены ответы на все поставленные Заявителем вопросы.

Кроме того, запрошенные Заявителем сведения содержатся в пункте 3.1 проекта государственного контракта Извещения.

Так, Комиссия, изучив запрос, направленный Заявителем, и Разъяснение, установила, что Разъяснение не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность довода жалобы, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

5. Абзацем 4 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), в который входит код ОКПД2 26.30.23.000 "Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)", который включает в себя в том числе код ОКПД2 26.30.23.141 "Оборудование систем передачи аудио-, видеоинформации для цифровой телефонии и конференц-связи (VoIP-телефоны, видеотелефоны, терминалы ВКС (видео-конференц-связь))".

Комиссией установлено, что в Извещении Заказчиком в отношении Товара установлен код ОКПД2 26.30.23.141.

При этом Комиссией установлено, что Заказчиком в Извещении не установлено ограничение условия допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в Извещении ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 878, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем сведения о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отсутствуют, поскольку в составе заявок отсутствуют предложения о поставке исключительно российского оборудования.

6. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 06.12.2024 по делу N 28/06/105-2737/2024 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа установлено нарушение пунктов 5, 15 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

При этом комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок при принятии Решения предписание не выдано, поскольку выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" обоснованной в части пункта 1 настоящего решения.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 5, 15 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 06.12.2024 по делу N 28/06/105-2737/2024 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.