ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 4 декабря 2024 г. по делу N П-242/24
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обращения ООО "П" (далее - Заявитель), содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях МБОУ "Ш" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Т" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение и установку быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0358600005522000001) (далее соответственно - Извещение, Аукцион),
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в Извещении не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 9 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571);
2) в Извещении не установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878);
3) в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) неправомерно не установлены характеристики к товарам в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 22.11.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.12.2024.
В результате рассмотрения обращения Заявителя и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 20.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 635 000 000 руб.;
4) источник финансирования - бюджет города Ростова-на-Дону;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 06.05.2022;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 24.03.2022;
7) на участие в Аукционе подано 2 заявки участников закупки;
8) в период проведения процедуры подачи предложений о цене контракта предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
9) по итогам проведения Аукциона 2 заявки участников Аукциона признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "А" с минимальным предложением о цене контракта в размере 631 698 000 руб. (далее - Победитель);
11) Заказчиком с ООО "А" заключен контракт от 23.05.2022 N 75/М по цене 631 698 000 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участнику закупки, предусмотренные позицией 9 приложения к Постановлению N 2571.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Позицией 9 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на осуществление работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, необходимо наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Согласно пункту 10.2 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В соответствии с Извещением объектом закупки является: "приобретение и установка быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест" (далее - Модульное здание).
Также согласно Извещению Заказчиком установлено дополнительное требование о наличии у участников закупки опыта исполнения контракта или договора в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Модульное здание, в соответствии с ГрК РФ, относится к некапитальному строению, поскольку не имеет прочной связи с землей, а также что конструктивные характеристики Модульного здания позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку.
Таким образом, Заказчику при формировании Извещения надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссия приходит выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего дополнительные требования в соответствии с положениями части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки, нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления N 878.
Подпунктом 15 пункта 1 части 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление N 878.
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Комиссией установлено, что Описанием объекта закупки предусмотрена поставка системы видеонаблюдения, в которую входят видеокамеры, поставка системы телефонизации и связи, в которую входят телефонные аппараты (перечень не является исчерпывающим), коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) которых в соответствии с положениями Постановления N 878 включены в Перечень:
- 26.30.23.000 "Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)";
- 26.40.33 "Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения".
Согласно пункту 1.1 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) предметом закупки является приобретение и установка быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест.
Пунктом 3.6 Проекта контракта установлено, что передача товара производится путем подписания товарной накладной, акта приема-передачи товара. Товарная накладная, акт приема-передачи товара подписываются Заказчиком по результатам приемки товара с учетом исполнения поставщиком требований, установленных в части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что система видеофиксации и система телефонизации и связи передаются в соответствии с актом-приема передачи, указанные товары являются поставляемыми в рамках исполнения контракта, в связи с чем подлежат применению положения статьи 14 Закона о контрактной системе, в части установления ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 878.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в составе Извещения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления N 878, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Описании объекта закупки неправомерно не установлены характеристики к товарам в соответствии с КТРУ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил устанавливается порядок использования КТРУ участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с Извещением в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка системы видеофиксации, в которую входят видеокамеры, поставка системы телефонизации и связи, в которую входят телефонные аппараты (перечень не является исчерпывающим).
Комиссией установлено, что на момент проведения Аукциона позицией КТРУ 26.40.33.110-00000012 установлены характеристики для товара "Видеокамера". Применение позиции Каталога для товара "Видеокамера" обязательно с 01.10.2020.
Также Комиссией установлено, что на дату проведения Аукциона позицией КТРУ 26.30.23.000-00000004 установлены характеристики для товара "Телефонный аппарат". Применение позиции Каталога для товара "Телефонный аппарат" обязательно с 02.11.2020.
Вместе с тем в Описании объекта закупки Заказчиком не установлены в соответствии с КТРУ характеристики для видеокамер и телефонных аппаратов.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего описание объекта закупки не в соответствии с позициями КТРУ, нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в части предложения участника закупки в отношении объекта закупки, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 4.3 Описания объекта закупки источником теплоносителя являются устройства водонагревания электрические в количестве не менее 4 штук мощностью не менее 27 кВт каждый, установленные в техническом помещении.
В соответствии с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению Извещения (далее - Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе) Заказчиком установлено следующее: "Участник закупки в заявке указывает характеристики без слов (символов): "или эквивалент", "<", "<=", ">", ">=", "или", "и (или)" (показателю будет соответствовать как одна из характеристик, разделенных союзами "и (или)", так и обе такие характеристики). Значения показателей, которые не сопровождаются словами (символами), указанными в инструкции, являются значениями показателей, которые не могут изменяться. Участник закупки в своей заявке должен указывать единицы измерения каждого из показателей, имеющих единицы измерения, в соответствии описанием объекта закупки".
При этом, слово "не менее" отсутствует в инструкции, следовательно, согласно положениям инструкции, значения показателей, сопровождаемых данными словами, являются неизменными.
Комиссия приходит к выводу, что Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе содержит неоднозначные сведения об указании показателей характеристик товара с использованием значений "не более", "не менее".
Таким образом, Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе вводит участников закупки в заблуждение, так как не позволяет однозначным образом определить, какое значение необходимо установить участнику закупки при указании характеристики со значением "не более", "не менее".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 12, 15 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 04.12.2024 по делу N П-242/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.