Постановление ФКЦБ РФ от 07.02.2003 N 03-8/ПС

"Об утверждении Положения о порядке проверки действий лиц, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг"
Редакция от 07.02.2003 — Документ не действует

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2003 г. N 4313


ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2003 г. N 03-8/пс

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ДЕЙСТВИЙ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХ ПРИЗНАКИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЦЕНАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1996, N 17, ст.1918; 1998, N 48, ст.5857; 1999, N 28, ст.3472; 2001, N 33, ст.3424; 2002, N 52, ч.II, ст.5141) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке проверки действий лиц, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.

Председатель
И.В.КОСТИКОВ

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг
от 7 февраля 2003 г.
N 03-8/пс

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ДЕЙСТВИЙ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХ ПРИЗНАКИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЦЕНАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке проверки действий лиц, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг (далее - Положение), определяет порядок проверки Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия) фактов, дающих основание предполагать наличие в действиях лиц признаков манипулирования ценами публично размещаемых и/или публично обращаемых видов эмиссионных ценных бумаг (далее - факты возможного манипулирования ценами), а также обязательные действия эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники) и иных лицензируемых Федеральной комиссией лиц, других лиц в ходе таких проверок.

1.2. Проверка фактов возможного манипулирования ценами осуществляется в соответствии с устанавливаемым Федеральной комиссией порядком проведения проверок эмитентов, профессиональных участников и саморегулируемых организаций профессиональных участников, а также иных лицензируемых ею организаций, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

1.3. В целях настоящего Положения применяемые в нем понятия используются в соответствии с определениями, содержащимися в законодательстве Российской Федерации о ценных бумагах.

2. Основания для назначения контролирующим органом проверки факта возможного манипулирования ценами

2.1. Основаниями для назначения Федеральной комиссией проверки факта возможного манипулирования ценами могут являться:

отчеты фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (далее - организаторы торговли) о результатах проверок выявленных в ходе мониторинга нестандартных сделок;

поступившая от профессиональных участников и иных лицензируемых Федеральной комиссией лиц (далее - поднадзорные организации) информация о фактах несоблюдения требований, направленных на предотвращение манипулирования ценами, установленных инструкциями о внутреннем контроле этих поднадзорных организаций;

представленные эмитентами, поднадзорными организациями, саморегулируемыми организациями профессиональных участников, и другими лицами отчетные и иные документы и сведения;

жалобы, заявления и обращения физических и юридических лиц;

обращения государственных и муниципальных органов, а также Банка России;

информация из иных источников, содержащая сведения о фактах возможного манипулирования ценами.

2.2. Кроме указанных в пункте 2.1. настоящего Положения оснований, проверка факта возможного манипулирования ценами может быть назначена при осуществлении Федеральной комиссией мероприятий по контролю за соблюдением эмитентами, поднадзорными организациями, саморегулируемыми организациями профессиональных участников законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией.

2.3. Для проверки Федеральной комиссией фактов возможного манипулирования ценами организаторы торговли обязаны представлять в Федеральную комиссию в непрерывном режиме следующие сведения о ходе торгов с ценными бумагами:

2.3.1. Относительно выставляемых участниками торгов заявок:

идентификационный номер заявки;

условия заявки, включая количество ценных бумаг в заявке, цену (стоимость) одной ценной бумаги, вид ценной бумаги, присвоенный выпуску ценных бумаг номер (код);

тип заявки (покупка/продажа);

время регистрации заявки в торговой системе;

ИНН участника торгов, подавшего заявку;

информацию о клиенте, в интересах которого подана заявка;

информацию об изменении или отзыве заявки;

2.3.2. Относительно совершенных участниками торгов сделок с ценными бумагами:

идентификационный номер сделки;

цену (стоимость) одной ценной бумаги;

количество ценных бумаг;

присвоенный выпуску ценных бумаг номер (код);

время регистрации сделки в торговой системе;

ИНН участников торгов, являющихся сторонами по сделке;

информацию о клиентах, в интересах которых совершена сделка;

идентификационные номера заявок, на основании которых совершена сделка;

информацию об изменении или аннулировании сделки;

2.3.3. Относительно рассчитываемых организатором торговли индексов, средневзвешенных цен торгуемых ценных бумаг и иных установленных законодательством о ценных бумагах и Федеральной комиссией обязательных показателей:

время расчета;

числовое значение (рассчитанная величина).

2.4. Порядок представления организатором торговли сведений, указанных в пункте 2.3 настоящего Положения, разрабатывается организатором торговли и подлежит согласованию с Федеральной комиссией.

2.5. Организаторы торговли обязаны обеспечить конфиденциальность сведений о ходе торгов с ценными бумагами, передаваемых в Федеральную комиссию в соответствии с пунктом 2.3. настоящего Положения. С момента получения от организаторов торговли сведений о ходе торгов с ценными бумагами Федеральная комиссия обеспечивает их конфиденциальность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок проверки фактов возможного манипулирования ценами

3.1. Срок проведения проверки факта возможного манипулирования ценами не может превышать шести месяцев. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок проверки может быть продлен приказом Федеральной комиссии дополнительно на два месяца.

3.2. При проверке фактов возможного манипулирования ценами Федеральная комиссия проверяет:

сделки (заявки) с ценными бумагами, заключение (выставление) которых и/или их существенные условия дают основание предполагать наличие в действиях совершивших их лиц (участников торгов и/или их клиентов) признаков манипулирования ценами, установленных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (далее - подозрительные сделки (заявки));

выставленные поручения на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам (далее - подозрительные поручения);

распространенную информацию, включая рекламные материалы, аналитические обзоры и оценки, информационные бюллетени, публичные выступления и заявления;

внутренние документы, документы внутреннего учета, документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в том числе касающиеся состояния счетов и расчетов по ценным бумагам и денежным средствам, - у лиц, совершивших подозрительные сделки, либо выставивших подозрительные заявки или поручения, либо распространивших ложную или недостоверную информацию;

иные необходимые для принятия решения по проверке документы и сведения.

3.3. В ходе осуществления проверки фактов возможного манипулирования ценами Федеральная комиссия вправе путем направления обязательного для исполнения предписания требовать представления необходимой информации и документов:

3.3.1. У лиц, совершивших подозрительную сделку, либо выставивших подозрительную заявку или поручение, либо распространивших ложную или недостоверную информацию:

внутренних документов;

документов внутреннего учета;

документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в том числе касающихся состояния счетов и расчетов по ценным бумагам и денежным средствам;

списков аффилированных лиц;

письменных объяснений руководителя и сотрудников, ответственных за осуществление и контроль деятельности;

иных документов и информации, необходимых для проверки;

3.3.2. У организаторов торговли - информации и документов, касающихся:

подозрительных сделок (заявок);

распространенной информации;

заключенных сделок и выставленных заявок как лиц, совершивших подозрительную сделку или выставивших подозрительную заявку или распространивших ложную или недостоверную информацию, так и аффилированных с ними лиц;

письменных объяснений руководителя и сотрудников, ответственных за осуществление и контроль деятельности;

а также иных документов и информации, необходимых для проверки;

3.3.3. У расчетных (клиринговых) организаций - информации и документов, касающихся состояния счетов и расчетов по ценным бумагам и денежным средствам;

иных документов и информации, необходимых для проверки;

3.3.4. У поднадзорных организаций - информации и документов, касающихся:

финансово-хозяйственной деятельности;

клиентов и контрагентов;

аффилированных лиц;

распространенной информации, включая рекламные материалы, аналитические обзоры и оценки, информационные бюллетени;

письменных объяснений руководителя и сотрудников, ответственных за осуществление и контроль деятельности;

а также иных документов и информации, необходимых для проверки;

3.3.5. У эмитентов ценных бумаг - информации и документов, касающихся:

произошедших и ожидаемых событий (фактов) в их деятельности, совершение которых могло или может привести к повышению и/или понижению цен на выпущенные этим эмитентом ценные бумаги или торговой активности с этими ценными бумагами;

распространенной информации, включая публикации в средствах массовой информации;

сведений об аффилированными# лицах и лицах, обладающих правом доступа к использованной при факте возможного манипулирования ценами служебной информации;

а также иных документов и информации, необходимых для проверки.

3.4. Информация и документы, запрошенные Федеральной комиссией в ходе проверки фактов возможного манипулирования ценами, должны быть представлены эмитентом, поднадзорной организацией, саморегулируемой организацией профессиональных участников и другими лицами в виде надлежащим образом оформленных документов (их копий), письменных объяснений, не позднее даты исполнения предписания или следующего дня предъявления письменного требования руководителем группы инспекторов Федеральной комиссии в ходе проведения проверки по месту нахождения (ведения деятельности) проверяемых лиц.

4. Решение по результатам проведенной проверки факта возможного манипулирования ценами

4.1. Если по результатам проверки Федеральной комиссией будет установлено, что лицо, в действиях которого предполагалось наличие признаков манипулирования ценами, имело возможность и пыталось влиять на цену ценной бумаги и/или торговую активность участников торгов и/или их клиентов, а также в ходе торгов была создана видимость повышения и/или понижения цены и/или торговой активности участников торгов и/или их клиентов относительно существующего уровня цен и/или существующей торговой активности на рынке ценных бумаг, Федеральная комиссия выносит решение о признании факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.

4.2. В случае вынесения по результатам проверки решения о признании факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, Федеральная комиссия в срок 3 дня с даты принятия этого решения направляет письменное уведомление об этом лицам, в отношении действий которых признан факт манипулирования ценами.

4.3. Федеральная комиссия хранит, обрабатывает и использует информацию конфиденциального характера, предоставленную ей юридическими и физическим лицами в ходе проверки фактов возможного манипулирования ценами, исключительно в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией.